Договор продажи франшизы: юридически-правовые особенности

Июл 29, 2017
Подсказки
0 0

Первые франшизы появились не в России. Долгое время данная форма бизнеса была актуальна только для Америки и Европы. Когда франчайзинг пришел в нашу страну, возникла необходимость переложить его на российские юридические и экономические реалии. Одна из тонкостей первых – договор продажи франшизы.

Франшиза и договор коммерческой концессии

Именно такой договор наиболее близок к западному понятию договора франшизы на услуги, производство и т.п.

Посмотрим, что говорится о нем в российском законодательстве. Данное понятие определено в статье 1027 Гражданского Кодекса РФ ФЗ от 1996 года в редакции от 2017 года.

По договору коммерческой концессии (ДКК), сторона-правообладатель исключительных прав передает право использовать их в коммерческой деятельности стороне-пользователю на конкретный срок или бессрочно за вознаграждение. В частности, передается товарный знак, ноу-хау в производстве, знак обслуживания и другие объекты, которые обязательно прописываются в договоре.

ДКК дает право принимающей стороне пользоваться деловой репутацией и коммерческим опытом отдающей стороны. В договоре может быть указана конкретная территория, где можно пользоваться этими правами.

Стороны договора – коммерческие организации и/или ИП.

К оговору применяются правила Кодекса о лицензионном договоре.

Другие положения о ДКК (далее будет называть его договором франшизы):

  • Заключается в письменном виде,
  • Регистрация договора франшизы проходит в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Нужно ли регистрировать договор франшизы? Однозначно да, иначе он не будет иметь юридической силы для обеих сторон. Задача регистрации по умолчанию возлагается на правообладателя.
  • Стороны договора франшизы определяют размер и форму выплаты вознаграждения по нему.

договор продажи франшизы

Правообладатель должен контролировать качество товаров и услуг, производимых и выполняемых франчайзи, а также оказывать ему постоянное информационно-консультативное содействие.

Расторгнуть договор франшизы в случае, если он был заключен на неопределенный срок, может любая из сторон. Однако, предупредить об этом вторую сторону нужно минимум за полгода (в договоре может быть прописан другой срок).

Если франчайзи нарушил условия договора, то расторжение договора франшизы может произойти по инициативе франчайзера в любое время. Но предварительно он должен направить письменное требование устранить нарушение. Если требование не выполнено или нарушено повторно в течение года, то договор передачи франшизы может быть расторгнут.

Досрочное расторжение договора также требует государственной регистрации.

Если франчайзер теряет право на товарный знак, то договор также перестает быть действительным, как и в том случае, если одна из сторон договора объявляет себя банкротом.

Франшиза: условия договора

Часть условий (возмездность, регистрация, расторжение и др.) мы указали выше. Но есть и другие, причем важны они больше для франчайзи. Как и в брачном договоре, все необходимо обсудить и проработать заранее, чтобы потом не кусать локти.

  • Работа с поставщиками

Франчайзеру выгодно, чтобы новое коммерческое предприятие, открывшееся под его знаком, получало товары либо непосредственно из его рук, либо от партнеров, с которыми у него заключен договор (это унифицирует предлагаемые услуги и товары, а также дает льготы головному предприятию). А вот для франчайзи такая выгода не всегда очевидна. Стоит добивать преференций и уступок.

  • Компенсация за ребрендеринг

Крупные бренды редко решаются на подобные эксперименты, а вот средние и небольшие в поисках своего финансового счастья могут пойти по пути ребрендеринга. И все бы ничего, но, если вы только что открыли торговую точку по «старому образцу», вкладываться в обновление своей точки как минимум экономически невыгодно. Поэтому в договоре должны присутствовать сроки внесения изменений и компенсация за них.

  • Обучение персонала

Оно обычно входит в перечень помощи, предоставляемой франчайзером. Вот только помощь эта не безвозмездна. Ее оплата включается в паушальный взнос. Но если в будущем потребуется повысить квалификацию персонала в связи с введение новых товаров или услуг, то это будет отдельно оплачиваемое обучение. Хотя можно побороться и за то, чтобы в течение договора все обучение проходило бесплатно. Все эти тонкости нужно прописать в условиях договора.

  • Затраты на рекламу

На федеральном уровне их берет на себя франчайзер. Но для успешной работы в регионе этого может оказаться недостаточно. Обычно расходы на рекламу включаются в роялти. Но их сумма и условия необходимо прописать заранее, чтобы потом не оказалось так, что задача по местному продвижению бренда полностью возложена на плечи франчайзи, причем в немалом объеме.

  • Порядок проведения проверок и предоставления отчетности

Доверяй, но проверяй. По такому принципу всегда строятся отношения двух сторон, подписавших договор коммерческой концессии. Как помним, критичные нарушения условий договора в сфере торговли или представления услуг могут послужить причиной одностороннего отзыва переданной франшизы. Это крайне плохой вариант для франчайзи, поэтому лучше прописать пошагово процедуру всех возможных проверок, их периодичность, сроки устранения выявленных недочетов и т.п.

  • Переоформление договора на другое лицо

Такое допускается. Но только по согласованию сторон и в том случае, если пункт, препятствующий этому, не прописан в договоре.

Что еще включает типовой договор франшизы

договор продажи франшизы

Проверяя договор, составленный франчайзером, проследите, чтобы в нем были прописаны:

— сроки действия,

— порядок выхода,

— перечень всего того, что одна сторона передает в пользование другой,

— размеры и порядок внесения оплаты,

— положение о конфиденциальности,

— обязанности сторон.

Есть еще так называемые условия исключительного порядка, которые также прописываются в документе. Их включает туда франчайзер и обычно не желает торговаться ни по одному пункту. Часто эти условия касаются каналов и объема поставок, правил использования бренда, запрета на открытие конкурирующего бизнеса в регионе даже после закрытия бизнеса по франшизе, требования к помещению.

Лицензионный договор франшизы

Как мы писали выше, на ДКК распространяется действие Кодекса о лицензионном договоре. Но может ли франшиза быть передана по такому договору?

Как показывает практика, договор франшизы товарного знака наиболее близок франчайзерам. Так, иностранные компании выбирают исключительно его. Но форма договора франшизы может быть выбрана и другая – лицензионный договор или договор смешанной лицензии. Иногда это вообще может быть договор поставки, и все же к классическому договору франшизы он будет иметь очень отдаленное отношение. Но это не пугает российских франчайзеров – по статистике, четверть из них обходятся без договора коммерческой концессии.

Лицензионный договор имеет более узкую область применения. По нему одна сторона передает другой (причем может сделать это и безвозмездно) право пользоваться определенными объектами интеллектуальной собственности. Но это не предполагает, что франчайзи будет действовать в рамках системы, определенной франчайзером. Заключаться лицензионный договор может между физлицами и юридическими лицами.

Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *