Что значит франшиза, и другие термины, входящие в это понятие

Июл 26, 2017
Подсказки
0 1

Многие слышали о франшизах, но мало кто пробовал вникнуть в дебри связанных с ними понятий. Сколько и за что нужно платить, а можно ли совсем не платить, какие условия нужно выполнить и существуют ли риски, если открыть бизнес по франшизе? И что значит франшиза вообще? Попробуем ответить на эти вопросы в нашей статье.

Что такое франшиза и как она работает

По сути, франшиза – это такой способ открытия и ведения бизнеса, при котором за основу берется готовая, уже кем-то раскрученная и опробованная модель. Это может быть как всем известный бизнес, например, «Макдональдс» или «Лукойл», так и только недавно открывшиеся торговые точки или пункты производства.

Сторона, которая передает свою модель бизнеса, прописывает условия и делится знаниями, технологиями и товарным знаком, называется «франчайзер», а та, которая покупает франшизу, то есть право строить свой бизнес по готовой схеме и под контролем известной торговой марки, платя за это определенную сумму денег, называется «франчайзер».

Итак, мы разобрали, что такое франшиза простыми словами в бизнесе. Кто-то называет это разрешением на торговлю, кто-то – партнерством в сфере предпринимательства, кто-то – правом на продажу товаров и услуг другого бренда на возмездной основе. Пожалуй, последнее определение отражает эту схему наиболее полно.

Франшиза – что это такое в торговле?

Что значит франшиза

Обычно в сфере торговли такая модель сотрудничества предполагает, что франчайзи на территории собственной торговой точки (открытой в соответствии с требованиями франшизы) продает товары бренда, с которым заключил договор (право пользования маркой которого приобрел).

Ассортимент товаров во всех торговых точках сети совпадает, как и цены, периоды скидок, время завоза новых коллекций или партий товара.

Данный вариант сотрудничества предполагает два вида роялти – процент от продаж и от оборота.

В сфере торговли франчайзинг развит больше всего. Иногда он совмещается со сферой производства. Скажем, франшиза булочной предполагает, что одна сторона передает другой рецептуру, технологию, оборудование, необходимое для выпечки, а вторая сама производит и продает все, что произвела.

Иногда предполагается, что франчайзи продает только то, что поставляет ему франчайзер. К примеру, обувь, одежду, сумочки, зонтики, строительные материалы и многое другое.

Что входит в франшизу

Франшиза – это пакет документов, среди которых главным можно считать договор франчайзинга, руководство по франшизе, стандарты и условия франшизы, правила открытия и ведения бизнеса.

В российском законодательстве нет понятия франчайзинга, поэтому договор, заключаемый между двумя сторонами в этом бизнесе, будет относиться к числу договоров коммерческой концессии. Это такого рода расширенное лицензионное соглашение, по которой одна сторона передает другой право использования своей торговой марки (должна быть зарегистрирована в Роспатенте), а также другой интеллектуальной собственности.

В договоре должны быть прописаны следующие моменты:

  • Размеры и способы оплаты, как на старте, так и в процессе ведения бизнеса;
  • Срок действия договора, условия его расторжения, продления;
  • Обязательства сторон;
  • Территория действия договора,
  • Стоимость и условия франшизы.

Хотя существуют типовые образцы таких договоров, в них можно вносить изменения и дополнения.

Руководство по франшизе – это свод правил и требований, которые франчайзер передает франчайзи. В нем прописываются все возможные аспекты, связанные с торговым или производственным процессом, от найма персонала до перечня поставщиков. Со временем франчайзер сможет вносить свои корректировки, но по согласованию с владельцем товарной марки.

Что дает франшиза обеим сторонам

Минусы и плюсы у такой формы ведения бизнеса есть для обеих сторон. Коротко рассмотрим их ниже.

Плюсы и минусы для франчайзера

Что значит франшиза

Франчайзер получает готовую, действующую и успешную модель бизнеса, в которой все расписано по пунктам и разложено по полочкам. Ему выдадут и пошаговое руководство, и рекламные материалы, и оборудование, товары и сырье, необходимые для торговли или производства, поделятся технологиями изготовления, помогут выбрать помещение и обучить персонал. В случае возникновения вопросов – проконсультируют.

Это похоже на открытие филиала предприятия, только не за счет головного офиса, а за деньги главы нового филиала. Зато и большую часть прибыли он будет класть в свой карман.

Риски открытия бизнеса по готовому плану, в котором все мелочи просчитаны и уже опробованы другими предпринимателями, ниже, чем аналогичная самостоятельная деятельность. Сроки получения прибыли также меньше – если рядовому покупателю уже известен бренд, качество, цены (а это все универсально и для основного предприятия, и для франчайзинговой сети), то он пойдет к вам, как только увидит вывеску. А значит, прибыль вы начнете получать практически сразу.

Паушальный взнос и роялти

Один существенный минус франшизы – необходимость за нее платить. В договоре коммерческой концессии прописывается размер паушального взноса. Что такое паушальный взнос в франшизе? Это единоразово выплачиваемая сумма, размер которой является фиксированным и определяется франчайзером. Можно сказать, что это плата за право присоединиться к франчайзинговой сети определенного бренда. Можно встретить франшизы без паушального взноса. Но все же это редкость. Ведь именно в эту сумму франчайзер закладывает расходы на помощь франчайзи в организации бизнеса. Выплачивается этот взнос после подписания договора (сразу или частями, это должно быть прописано в документе).

Но тем, кто готовится к открытию такого бизнеса, необходимо также знать, что такое роялти в франшизе. Это плата, которая вносится не единоразово, а постоянно, обычно – помесячно. Она может быть фиксированной, а может составлять процент от прибыли или от объема продаж. К примеру, магазины «Пятерочка», открытые по франшизе, платят франчайзеру 17 % с оборота. В сфере гостиничного бизнеса процент может быть еще выше. Но зависит это даже не от конкретной сферы, а от репутации конкретных брендов и тем, насколько они ею дорожат.

От роялти иногда отказываются торговые сети, чтобы привлечь дополнительных реализаторов своей продукции. Также роялти может по бумагам отсутствовать, а по факту входить в наценку на товар, который необходимо закупать только у франчайзера (по условиям франшизы). Вот почему цены и условия франшизы нужно тщательно анализировать еще до подписания договора франчайзинга.

Плюсы и минусы для франчайзи

Франчайзи получает возможность дальнейшего развития своей сети, открытия новых точек, причем не за свой счет. Вырастет узнаваемость бренда, размер территории, на которой он известен. Кроме того, паушальный взнос и роялти станут неплохой подпиткой для основного бизнеса.

Но есть в такой модели и своя головная боль.

  • Приходится постоянно контролировать качество оказываемых услуг или производимых товаров, ведь в конечном счете это может негативно сказаться на имидже всего бренда.
  • Необходимость разработать условия франшизы, помочь внедрить ее, дать правильный толчок бизнесу.
  • Убыточный бизнес. Если франчайзи не сможет адекватно наладить работу, несмотря на все усилия отдающей стороны, то хлопот с ним и его бизнесом буде больше, чем реальной отдачи.

И все же, риски для франчайзера меньше, чем для того, кто открывает бизнес.