Какие типы договоров могут заключаться по системе франчайзинга

Авг 24, 2017
Подсказки
1 0
Какие бывают виды франчайзинга

Франчайзинговая бизнес-модель набирает обороты по всему миру и, в частности, в России. Различные варианты оформления и развития этой предпринимательской деятельности заставили серьезно подойти к вопросу структуры бизнеса. В связи с этим появились классификационные характеристики франчайзинга. Такой подход позволяет не только определиться с видом торговых отношений, но и юридически грамотно составить соглашение.

На данный момент специалисты опираются на издательство под руководством Колесникова В. Исследователь, проведя анализ рынка, написал книгу, где выделены 6 разделов классификации.

В их основу входят следующие критерии:

  1. Деятельность покупателя франшизы.
  2. Количество выдаваемых франшиз.
  3. Стратегия развития схемы франчайзинга.
  4. Функциональная структура.
  5. Роль и функция франчайзера.
  6. Стоимость франшизы.

Варианты франчайзинга по виду бизнеса покупателя франшизы

В случае покупки лицензии начинающий предприниматель может действовать по-разному. Учитывая, какую работу планирует организовать покупатель франшизы, выделяют следующие виды франчайзинга:

  1. Производственный или промышленный.

Франшиза на продажу готовой продукции выдается франчайзи для торговли на ограниченной территории. В этой ситуации владелец крупной торговой марки занимается производством товара одной категории. Покупатель получает право продавать ее в своих магазинах под брендом франчайзера. (Читайте про производственные франшизы в России в нашей статье)

Внимание! Изготовляемая продукция, которая не имеет бренда, к данному виду франчайзинга не относится.

  1. На определенный вид деятельности.

Франшиза на производство — это схема предпринимательской деятельности, когда у франчайзера существует запатентованная технология изготовления основного компонента продукта, и он готов предоставить эксклюзивное право покупателю, для того чтобы выпускать и реализовывать товар в пределах оговоренной территории.Есть прямая и обратная схема работы франчайзинга.

При этом крупное предприятие может поставлять сырье и материалы. Также предоставляется технология производства, которая может быть индивидуальным открытием владельца.

В России этот вид бизнеса не так широко распространен, как другие варианты. Это связано с экономическими возможностями предпринимателей, учитывая, что в производство и разработку требуются большие капиталовложения.

Такая модель сотрудничества, при успешном развитии, может приносить немалый доход, особенно если товар является уникальным в своем роде. В таком случае конкуренция не бывает жесткой.

Но при такой деятельности владелец производства будет предъявлять повышенные требования к выпуску и реализации товара, а также к маркетинговым и обучающим программам, чтобы поддерживать престиж марки на высоком уровне.

  1. Товарный.

Франшиза на определенный вид деятельности выдается согласно договору, при условии открытия покупателем производства того же профиля, что и у франчайзера. В этом случае деятельность организуется на ограниченной территории по формату крупной компании. Предоставляется такое право для определенного вида услуг под брендом продавца лицензии.

Виды франчайзинга в зависимости от количества продаваемых франшиз

С учетом классификационных характеристик выделяют два варианта деятельности:

  1. Модель франчайзинга отдельно взятого предприятия.

Чаще всего такая схема представлена семейным бизнесом, и имеет место за рубежом. При таком варианте каждый член семьи может выполнять несколько функций, являясь одновременно и менеджером, и работником. Такая работа — основная форма занятости и источник дохода. Учитывая распространенность такой деятельности, можно сказать о том, что она достаточно успешна и выгодна для семьи.

  1. Корпоративный франчайзинг.

Модель предусматривает развитие сетей по реализации товаров и услуг. В этом случае инвестиционные компании или крупные владельцы заинтересованы в распространении бизнеса на большие территории. Поэтому продажа франшиз нескольким предпринимателям для них является главной задачей.

Корпоративная деятельность может осуществляться двумя путями:

  • соглашение между сторонами заключается на выполнение определенного вида деятельности. При этом владелец бизнеса контролирует выполнение условий договора;
  • работа франчайзи не ограничивается одним видом деятельности. Начинающий предприниматель может оказывать услуги, заниматься выпуском и продажей продукции.

Вариант предпринимательской деятельности по стратегии развития бизнеса

В этом случае виды франчайзинга развиваются по четырем основным путям:

  1. Классическая деятельность на условиях права на выкуп.

При такой схеме работы покупатель франшизы получает право открыть несколько торговых точек на определенной территории на льготных условиях под известным брендом. Условия, при которых возможна такая деятельность, а также количество магазинов, программа и графики открытия, прописываются в пунктах договора.

  1. Конверсионная модель франшизы.

Франчайзинг, согласно такому варианту, предполагает присоединение к крупной компании другого предприятия, которое занимается схожей деятельностью, и получает право работать под известным брендом. Это положительным образом отражается на бизнесе обеих сторон, учитывая лояльность клиентов покупателя франшизы и его опыт в бизнес-сфере. В свою очередь франчайзер получает возможность снизить затраты на обучение и поддержку для предприятия франчайзи.

  1. Дочерний бизнес.

Дочерний бизнес по франшизе

Такое предпринимательство является следующей ступенью конверсионной модели. При этом варианте деятельности покупатель франшизы — это предприниматель с хорошим опытом и налаженным бизнесом. Соглашение позволяет франчайзи перейти на новый этап в развитии и расширении собственного дела, заняться новейшими разработками и, таким образом, стать более конкурентноспособным на торговом рынке.

  1. Франчайзинговый договор на менеджмент.

В условиях такого контракта франчайзи выступает в роли инвестора, помогая развивать компанию франчайзера.

Вариант франчайзинговой деятельности согласно функциональной структуре

Такая схема работы по франшизе предполагает два вида бизнес – отношений.

  1. Индивидуальная форма. Согласно договору, покупатель бренда имеет право организовать только одно предприятие, которое будет работать по модели франшизы. Данная деятельность может развиваться только на определенной территории.
  2. Районная франшиза. Франчайзи предоставляется возможность работать на большой территории, придерживаясь пунктов договора. Можно открывать несколько торговых точек, однако количество, графики открытия и другие нюансы оговариваются с владельцем торговой марки. Такая модель более выгодна при успешном развитии сетей.

Важно! Районная франшиза является удачным вложением при планировании бизнеса за рубежом.

Районный франчайзинг может функционировать в виде следующих вариантов развития деятельности:

  1. Субфранчайзинг. Представляет собой вид отношений, при которых осуществляется продажа мастер-франшизы. При этом покупатель приобретает право на лицензию на территории государства, где он находится, а также может продавать субфраншизы другим предпринимателям. При этом субфранчайзи оплачивают вознаграждение, оговоренное договором, своему продавцу, а тот, в свою очередь, — владельцу торгового бренда.
  2. Освоение региона. В этом случае покупателю франшизы предоставляется эксклюзивное право организации и развития определенного количества торговых точек на оговоренной территории в течение какого-то количества времени. Такая схема предполагает выбор франчайзером регионального представителя среди франчайзи для расширения сети торговых предприятий путем продажи франшиз другим потенциальным бизнесменам. Предприниматель, работающий по лицензии, может отбирать покупателей и оказывать помощь в развитии бизнеса, получая с продажи франшизы часть денежных средств за счет паушального взноса и роялти.

Вариант деятельности в зависимости от роли и функций франчайзера

Классификация подразумевает четыре вида взаимоотношений (первый из участников — франчайзер, а второй — покупатель франшизы):

  • производитель — оптовый продавец;
  • оптовый продавец — розничный продавец;
  • поставщик услуги — розничный продавец;
  • производитель — розничный продавец.

Вариант соглашения в зависимости от цены франшизы

Эксперты по франчайзингу выделяют несколько категорий торговых услуг и продукции, стоимость которых определяет разделение на виды. Вариантов может быть три или семь.

Деление на три варианта предприятий предусматривает следующую стоимость лицензионных договоров:

В последнее время большинство специалистов ориентируются на второй вариант классификации:

  1. До 10 тысяч долларов — бизнес, связанный с коммерческой чисткой.
  2. От 10 тысяч до 25 тысяч — организация свадебных путешествий и учебных поездок для детей.
  3. От 25 тысяч до 50 тысяч — продажа спортивных товаров.
  4. От 50 тысяч до 100 тысяч — сфера общественного питания и услуги полиграфии.
  5. От 100 тысяч до 500 тысяч — сетевая торговля продуктами питания, развитие ресторанного бизнеса, наружная рекламная продукция.
  6. От 500 тысяч до 1 миллиона — крупнейшие торговые сети в сфере фитнеса, ресторанного и отельного бизнеса.

Виды франшиз по эксклюзивности прав

Отдельным вариантом является разделение франчайзинга по эксклюзивности права владения франшизой. В этом случае лицензия может быть двух видов:

  • исключительная — дающая единоличное право использовать торговую марку;
  • неисключительная — предполагающая конкурентные возможности нескольких покупателей распоряжаться брендом.

Классификация может пересматриваться и дополняться, учитывая стремительное распространение франчайзинга практически на всех континентах.

Структуризация в этой сфере является важной задачей, с помощью которой можно правильно формулировать виды деятельности и четко оформлять юридические отношения сторон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *