По каким критериям выбрать франшизу?

Янв 23, 2019
Подсказки
0 0

Рынок франчайзинга на сегодняшний день остается одним из самых динамично развивающихся рынков в России. Только за последние три года, как сообщает Европейская организация франчайзинга, он увеличился чуть менее чем на 100%.

Официальное число франчайзеров в нашей стране составляет несколько сотен. Однако, вероятнее всего, эти данные неполны, поскольку даже в странах с населением в несколько раз меньше, чем в России, число франчайзеров больше.

Как известно, успех франчайзинга во многом, если не во всем, зависит от качества самой франшизы. Для большего понимания того, как нужно работать, можно выделить несколько основных критериев, по которым можно оценить ее коммерческую привлекательность.

В первую очередь это, конечно, успешность бизнеса самого франчайзера. Ведь франшиза, по сути, ничто иное, как копирование бизнес-приемов и, по большому счету, некоторой части бизнес-плана. Поэтому логичным будет изучить, как обстоят дела у самой компании? Является ли она передовой в своей отрасли, насколько в ней отлажены механизмы бизнеса и насколько хорошо ее руководство ориентируется в ситуации на рынке?

Один из самых опасных симптомов – запуск франшизы совсем молодыми компаниями, не проработавшими на рынке и нескольких месяцев. Встречаются даже случаи, когда этим занимается фирма, у которой нет даже собственных точек продаж. Это вряд ли можно назвать привлекательным фактором для потенциального инвестора: владельцы солидного бизнеса приступают к его тиражированию минимум через год после начала успешной работы своих собственных точек. Более того, этому должен предшествовать этап тщательной разработки всей необходимой документации, учитывающей все нюансы безопасности сторон и упрощения их взаимодействия.

Главный признак надежной компании-франчайзера – количество открывшихся торговых точек намного превышает количество закрывшихся, доля которых не должна быть больше 1/6 от общего числа точек. Дело в том, что одна из задач франчайзинга как такового – максимально возможное снижение всех коммерческих рисков, и прогрессия изменения количества точек – лучший показатель безопасности потенциальных вложений.

Кроме того, важным фактором является открытость компании: будущий франчайзи должен иметь возможность свободного доступа к контактам, как руководства компании, так и ее текущих партнеров. У кого, как не у них, можно узнать всю правду о реальном положении дел и о перспективах совместной работы.

Еще один показатель, на который будущему инвестору необходимо обратить внимание – это степень раскрученности предлагаемой марки на федеральном уровне. Здесь возможны два успешных варианта. Первый – это когда конечный продукт хорошо известен потребителю и не нуждается в особом представлении. В этом случае франчайзи заранее может рассчитывать на определенный гарантированный уровень потребительского спроса.

Второй вариант – когда идея настолько оригинальна и интересна, что вопрос раскрученности бренда уходит на второй план. Этот вариант имеет еще одно преимущество – как правило, у таких видов бизнеса нет или практически нет никаких конкурентов, что в немалой степени способствует хорошей прибыльности проекта. То же самое, кстати, может произойти в случае дефицита франшиз в предложенной отрасли.

Особняком стоят крупные города, такие, как Москва и Санкт-Петербург, а также еще несколько крупных торговых центров. Здесь следует иметь в виду, что из-за высокой стоимости аренды франшиза имеет смысл только в сфере общественного питания и услуг. В этом случае доход франчайзера напрямую зависит от доходов франчайзи.

И, наконец, третий фактор надежности франчайзера – это грамотная экономика, просчет всего проекта франшизы. В российских условиях, когда ситуация в экономике в целом и в интересующей отрасли рынка в частности в большей степени непредсказуема, многие франчайзеры пытаются сократить риски. Для этого они, пытаясь гарантированно и быстро получить хотя бы часть средств, завышают сумму первого взноса, при этом необоснованно занижая срок окупаемости всего проекта. Особенно это касается владельцев широко известных и зарекомендовавших себя торговых марок, уверенных, что при любой ситуации на рынке спрос им гарантирован (что, кстати, далеко не всегда оправдано).

В результате получается, что бизнес как бы расширяется и растет, но внутренних оснований для этого нет. Проще говоря, бизнес становится подобен мыльному пузырю. А любой мыльный пузырь рано или поздно лопнет (причем, как правило, происходит это в самый неподходящий момент).

Для того чтобы избежать таких ситуаций, необходимо эффективное тактическое управление. Помимо фактического снижения рисков, это также положительно сказывается на репутации компании на рынке – даже в кризисные времена вы останетесь для многих надежным партнером, с которым можно спокойно иметь дело. А этим могут похвастаться только опытные франчайзеры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *