Плюсы и минусы франшизы

Авг 4, 2017
Подсказки
0 0

Франчайзинг как способ ведения бизнеса (в том числе открытия его с нуля начинающим предпринимателем) появился в России только после перестройки, то есть ему от силы два с небольшим десятка лет. Поэтому плюсы и минусы франшизы стоит рассматривать, прежде всего, на опыте европейских и американских бизнесменов. Хотя, в России могут выявиться дополнительные плюсы франшизы, как и минусы работы по франшизе.

Франшиза для франчайзера и для франчайзи

Вспомним, что значит франшиза – это способ ведения бизнеса, при котором из одних рук в другие на возмездной основе передается готовая модель ведения бизнеса. В том, что она готовая и опробованная на практике, и заключается один из главных плюсов для франчайзи.

Все расписано по шагам, бизнесмену дается готовая бизнес-модель, которую нужно как под копирку перенести в новые условия (к которым также предъявляются требования, чтобы франчайзи потом не предъявлял претензий по убыточности проекта).

При этом можно посмотреть, как работают другие франчайзи этого же бренда, как работают точки, принадлежащие головной компании, а также в любой момент, и на этапе открытия, и в процессе деятельности, рассчитывать, как минимум, на консультативную поддержку.

Франчайзер, со своей стороны, получает возможность выйти на новый рынок, расшириться на неохваченный ранее район или регион, где его бренд начнут узнавать и полюбят. То есть в конечном счете франшиза сыграет на руку успеху и прибыльности основного бренда. Если речь идет о торговой франшизе, то это будет еще и дополнительная точка сбыта продукции франчайзера. И не стоит забывать про паушальный взнос и роялти – какого бы размера они ни были, деньги лишними не бывают.

плюсы и минусы франшизы

Но рассмотрим плюсы и минусы бизнеса по франшизе подробнее.

Бизнес по франшизе: плюсы и минусы для франчайзера

Казалось бы, именно франчайзер, то есть владелец торговой марки и тот, кто передает права на пользование ею, выигрывает больше всех. Плюсы франчайзинга в коммерческой деятельности перечислим ниже.

  • Бесплатный способ расширения бизнеса

Франчайзер открывает свой филиал за чужие деньги. И пусть большая часть прибыли от его работы будет идти новому предпринимателю, владельцу бренда тоже достанется. Но главное, что не придется нести затраты, связанные с расширением в регионы – аренду или приобретение помещения, его брендирование, закупку торгового или производственного оборудования, рекламу (если все эти статьи расходов возложить в договоре на франчайзи). Никто не мешает франчайзеру позже, если регион будет успешно освоен, а его товар станет узнаваемым и востребованным, открыть здесь свое, не франчайзинговое представительство, и собрать сливки с этого бизнеса.

  • Заработок

Речь идет о роялти и паушальном взносе (первый вид платежа вносится постоянно, второй – единоразово). Некоторые крупные бренды, начавшие достаточно давно продавать свои франшизы, в настоящее время не имеют собственных филиалов, но никто об этом и не подозревает – бренд жив и узнаваем, постоянно открываются все новые его точки. Простой пример – франшиза Subway. Все ныне существующие рестораны с таким названием принадлежат франчайзи, франчайзер же владеет брендом и концепцией запуска бизнеса, чем он успешно и торгует. Немалый паушальный взнос (свыше полумиллиона рублей) и роялти позволяют владельцам торговой марки хорошо зарабатывать.

  • Возможность постоянного контроля

Согласно договору франшизы, франчайзер имеет право на постоянный контроль вновь открытого бизнеса. Если условия, изначально прописанные, будут нарушаться, и франчайзи не захочет или не сможет ничего с этим поделать, франшизу можно отозвать, что повлечет за собой закрытие точки под этим брендом. Механизм контроля позволяет франчайзеру все время держать руку на пульсе и убрать с рынка представительство, если что-то пойдет не так и этот сбой начнет угрожать репутации торговой марки.

  • Минимум рисков

Если бизнес не пойдет, все, что потеряет франчайзер – это роялти. Основные убытки (размер первоначальных инвестиций, уже выплаченный паушальный взнос и т.п.) лягут на плечи франчайзи.

  • Повышение узнаваемости бренда

плюсы и минусы франшизы

Чем больше представительств торговой марки по всему миру, тем большее ее узнают и тем быстрее растет доход. Если у франчайзера есть собственные предприятия, и их немало, то это будет играть ему на руку. Впрочем, народная любовь одинаково выгодна и для франчайзера, и для франчайзи, вот только первый за счет этого сможет не только увеличить прибыль, но и продать больше франшиз.

Минусы франшизы для франчайзера:

  • Необходимость поделиться навыками ведения бизнеса, своими тайнами и коммерческими секретами. Если для точек общепита или торговли готовыми товарами такой риск не представляет глобальной угрозы, то для франшиз в области производства все иначе.
  • Затраты ресурсов на обучение франчайзера и персонала его представительства, необходимость тратиться на специалистов, занимающихся продажей и внедрением франшиз, контролирующих вновь открытый бизнес и т.п. В крупных компаниях этим занимается целый отдел, куда входят юристы и прочие специалисты.
  • Риски для репутации бренда, если товар или услуга, производимые франчайзи, окажутся плохими по качеству. Иногда при кажущемся соблюдении условий франшизы в магазине можно столкнуться с горами неразобранного товара, нерасторопными или плохо владеющими информацией продавцами, захламленностью пространства, путаницей с ценниками и т.п. Зайдя однажды в такую торговую точку, покупатель сложит для себя негативное впечатление о всей сети, еще и поделится отзывом о ней в интернете.
  • Риск получить сильного конкурента. Поработав по франшизе некоторое время, грамотный и опытный бизнесмен сделает для себя выводы о сильных и слабых сторонах бизнеса, соберет статистику, сделает наработки по улучшению недочетов. И откроет собственный бизнес, в котором все это учтет.

Работа по франшизе: плюсы и минусы для франчайзи

Для начала рассмотрим преимущества франшизы, которых все же больше, чем недостатков:

  • Минимум рисков при открытии бизнеса

Это отличный вариант для тех, у кого есть деньги на старт бизнеса, но нет веры в собственные силы. Или для тех, кто хочет свести риски к минимуму – все же бизнес по франшизе более стабилен, бизнес-модель опробована много раз, а франчайзер оказывает поддержку на этапе запуска и продвижения бизнеса. Пусть за все это нужно платить, но зато риск прогореть намного меньше, чем у предпринимателя в свободном плавании.

  • Готовый бизнес-план

За вас уже все просчитали, от размера инвестиций до предполагаемой прибыльности бизнеса. В плане, который предлагается франчайзером, четко указаны требуемые суммы, тогда как при открытии бизнеса своими силами начинающие предприниматели нередко не могут рассчитать свои силы с первого раза и учесть все необходимые расходы.

Если бренд уже известен, то не понадобится время на создание клиентской базы – она уже есть. А если сразу появятся клиенты, значит, и прибыль можно начать получать сразу же, причем в полноценном объеме.

  • Отсутствие необходимости тратиться на рекламу

Обычно этот пункт расходов берет на себя франчайзер, включая его в паушальный взнос.

  • Бесплатные консультации

Крупные франчайзеры не оставляют своих франчайзи без информационной поддержки даже после старта бизнеса. Более того, такая поддержка должна быть прописана в договоре, ведь успех вновь открываемого бизнеса важен и для франчайзера.

Минусы покупки франшизы для франчайзи:

  • Финансовое бремя

Паушальный взнос и роялти, а также невозможность сэкономить на размере первоначальных инвестиций, поскольку они расписаны буквально пунктам, сильно бьют по карману начинающего бизнесмена.

  • Ограничение свободы действий

Сложно почувствовать себя настоящим хозяином бизнеса, если все твои шаги жестко контролируются и регламентируются, ко всему предъявляются определенные требования. Также нельзя самостоятельно выбирать поставщиков, сырье и т.п.

  • Невозможность продать бизнес

Можно только разорвать контракт. Но в таком случае придется свернуть все предприятие.

  • Развитие чужого бизнеса своими средствами

Многих франчайзи не оставляет ощущение того, что все, что они делают, в конечном счете идет на пользу только франчайзеру. Даже если бизнес по франшизе будет процветать, при его закрытии предприниматель потеряет всю клиентскую базу, а наработанная репутация станет вкладом в копилку головного бренда.

Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *