В чем особенности работы по обратной и прямой схемах франчайзинга

Авг 21, 2017
Подсказки
0 0
Обратный и прямой франчайзинг

Предпринимательская деятельность по системе франчайзинга активно набирает обороты. Сравнительно молодая модель бизнеса является наиболее популярной, благодаря неоспоримым преимуществам за счет низких рисков и более быстрой прибыли. Также опыт франчайзера положительно сказывается на развитии предприятия.

Ведущим фактором в любых торговых отношениях является экономический рост. Схема продажи бренда подразумевает финансовую выгоду для партнеров. В зависимости от того, кто будет получать основную прибыль при ведении бизнеса, франчайзинг может быть классическим или прямым и обратным.

Развитие франчайзинга в России

В России развитие данных бизнес-моделей отмечалось практически параллельно, и долгое время обе схемы приносили стабильную прибыль своим правообладателям. На сегодняшний день, набравшись опыта и пережив несколько экономических кризисов, некоторые крупные компании пересматривают свои подходы в работе с дочерними предприятиями.

Учитывая рост представителей малого и среднего бизнеса, широко набирает популярность обратная франшиза, которая позволяет распространять и успешно развивать торговлю на отдаленных территориях, при этом сохраняя стабильный экономический рост и хорошую репутацию.

Важно понимать основные отличия этих моделей для того, чтобы правильно сделать свой выбор.

Особенности классической франшизы

В условиях прямого франчайзинга действуют стандартные формы соглашения. Торговец заключает договор о приобретении известной торговой марки и взамен получает поддержку со стороны франчайзера.

Торговые отношения по данной схеме ориентированы на крупных предпринимателей, которые заинтересованы в самостоятельном развитии бизнеса под известной маркой.

Важно! Основные решения по ведению предпринимательской деятельности в классической схеме франчайзинга принимает покупатель франшизы.

Основные преимущества прямого франчайзинга

При этом виде отношений отмечаются такие факторы, которые положительным образом влияют на развитие дела.

Можно выделить следующие преимущества классической модели работы по франшизе:

  1. Право использования знаменитого бренда.
  2. Составление бизнес-плана под контролем экспертов.
  3. Обучение персонала за счет франчайзера.
  4. Получение грамотных рекомендаций по открытию торговых точек, их оформлению и презентации.
  5. Приобретение и установка необходимого оборудования.
  6. Предоставление информационных материалов.
  7. Помощь в организации рекламы.
  8. Юридические консультации.
  9. Советы по ведению данного бизнеса.
  10. Вложение финансов франчайзером в товар и производство на начальном этапе.
  11. Последующее самостоятельное ведение дела покупателем: ценообразование, поиск оптовых точек, формирование номенклатуры.

Некоторые затруднения в работе по прямой франшизе

В этом случае заинтересованность предпринимателя в успешном развитии дела играет решающую роль для будущего предприятия. Необходим грамотный анализ рынка, который учитывает возможности покупателей и спрос на товары. Только в этом случае удается получить максимальную прибыль.

При неправильно организованной деятельности даже самая успешная торговая точка может не приносить доход, что негативно скажется на репутации бренда. Если продавец не успевает реализовать товар и получить финансовую прибыль к определенному сроку, приходится прибегать к оборотному капиталу, что, в свою очередь, повышает экономическую нагрузку на начинающего предпринимателя.

В свою очередь постоянный контроль со стороны основного владельца также может, в некотором смысле, уменьшить мотивацию франчайзи.

Виды торговли по прямой франшизе

Прямая франшиза позволяет осуществлять многие виды торговых отношений. Хорошо себя зарекомендовали следующие варианты:

  1. Магазины широкого спроса, в частности продуктовые супермаркеты (например, франшиза магазина Пятерочка).
  2. Интернет технологии.
  3. Мобильная связь.
  4. Рестораны и кафе.
  5. Различные виды услуг.

Однако такие схемы ограничены при торговле автомобилями, недвижимостью, различными видами техники, одеждой, обувью и тканями. Поэтому поиск новых решений для стабильной деятельности является приоритетной задачей.

Преимущества обратной схемы франчайзинга

В последнее время все большие обороты набирает обратный франчайзинг. Основное отличие этого вида бизнеса заключается в том, что владелец практически полностью контролирует работу торговых точек, которые открыты по договору. При таком соглашении франчайзер не только вкладывает финансовые средства в торговые точки, но и минимизирует свои риски, уменьшая функции покупателя торговой марки.

Важно! В дополнение к основному договору заключается агентское соглашение, по условиям которого партнеру предоставляется товар на реализацию за денежное вознаграждение.

При желании франчайзи расти и развиваться профессионально, от такого вида сотрудничества выигрывают обе стороны.

В этой ситуации особенностями работы будут являться следующие пункты:

  1. Покупка бренда осуществляется при условии постоянного контроля.
  2. Франчайзи вкладывает свои деньги в дальнейшее развитие торговых точек.
  3. По условиям соглашения проводится обучение, консультации профессиональных экспертов и помощь в правильной организации работы.
  4. Финансовая политика диктуется франчайзером.
  5. Маркетинговые условия оговариваются с владельцем бренда.
  6. Предприниматель, использующий франшизу, получает регулярный доход от продаж и распределяет полученные средства на зарплату, аренду помещений, для уплаты налоговых взносов и на другие расходы.
  7. Более высокая прибыль, по сравнению с прямой моделью.
  8. Отсутствие риска вложения денег в оборотный капитал.

Функция посредника в обратной схеме

Одной из отличительных особенностей обратного франчайзинга является непосредственное участие посредника. Им выступает коммерческая банковская структура. Все доходы от деятельности торговой сети или производства поступают на финансовые счета. В определенный срок владелец франшизы высчитывает размеры своего вознаграждения и стоимость приобретенного на реализацию товара. Оставшаяся сумма остается франчайзи.

Функции посредника при обратной франшизе

По итогу предприниматель получает небольшой, но стабильный доход без значительного риска банкротства на рынке высокой конкуренции.

Несмотря на значительные суммы денежных взносов франчайзеру, размеры прибыли составляют до 30 %, поэтому предприниматели осознанно соглашаются на такую схему работы.

Виды торговли при обратной франшизе

Обратный франчайзинг зарекомендовал себя положительным образом при развитии малого бизнеса, где нужна материальная поддержка развивающемуся предприятию.

Модель обратной франшизы в предпринимательской деятельности хорошо работает при следующих видах торговли:

  • недвижимое имущество;
  • продажа одежды и обуви (такая как Терранова);
  • автомобильный бизнес;
  • продукты питания;
  • техника;
  • мебельная индустрия.

Негативные моменты ведения дела по обратной схеме

Существуют некоторые отрицательные моменты при ведении бизнеса по обратной модели франчайзинга.

При планировании торговли следует учитывать следующие особенности:

  1. Отсутствие самостоятельности в принятии важных или креативных решений.
  2. Контроль количества и вида ассортимента.
  3. Невозможность влияния на размер собственной прибыли.
  4. Снижение финансовой выгоды при реализации товара на арендных площадях.
  5. Высокий риск расторжения договора.
  6. При банкротстве крупного предприятия развитие дочерних компаний является трудной задачей.

Осуществление контроля бизнеса

Для контроля над торговыми точками франчайзер создает программное обеспечение, с помощью которого видна динамика экономических показателей партнеров. Также можно отследить поставку товара в магазины и финансовые показатели. Это позволяет владельцу, по необходимостиЮ вмешиваться в процесс для более эффективной работы франчайзи.

Несмотря на более низкий доход по сравнению с классической моделью, стабильный рост при минимальных рисках является неоспоримым преимуществом обратной схемы франчайзинга.

По итогу, выбор той или иной бизнес-модели при старте предпринимательской деятельности зависит от многих факторов. Необходимо учитывать размеры начальных и текущих капиталовложений, виды товара и возможные риски в торговых отношениях.

Немаловажным фактором является анализ работы похожих предприятий и опыт их деятельности. Поэтому, при грамотном соблюдении всех условий и правильном выборе, любая схема франчайзинга будет работать и приносить доход предпринимателю. В нашей статье «Отзывы предпринимателей, рискнувших начать свое дело по франшизе» вы можете прочитать реальные истории запуска бизнеса по франшизе.

Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *