Краткое содержание книги: Не работайте с м*даками. И что делать, если они вокруг вас.
Дата выхода книги: 2007
Страниц /среднее время на прочтение: 78 стр/4 ч
Автор: Роберт Саттон. Преподаватель менеджмента и инженерного дела в Стэнфордском университете. Организовывает семинары для руководителей предприятий и менеджеров в десятках стран мира.
Награды книги или интересный факт: Бестселлер по версиям New York Times и Wall Street Journal, Входит в топ Amazon.com в категории «HR и управление персоналом».
Главная мысль: Когда речь заходила о новом кандидате на любую должность, мы с полным на то правом задавали контрольный вопрос: «Он, похоже, компетентный специалист, но не нарушим ли мы свое правило „не работайте с мудаками“?» И благодаря такому подходу наша кафедра процветала.
Тезисы и идеи:
Важно отличать людей, у которых неудачный день, от тех, кто постоянно не дает вам жить.
Тест для выявления мудаков:
- Чувствует ли жертва угнетение и чувство вины?
- Выбирает ли мудак жертву менее значимую по социальному статусу?
Если да, тогда это мудак, по утверждению Роберта Саттона.
Примером мудака может быть голливудский босс Скотт Рудин, который всего за 5 лет сумел сменить 250 персональных помощников. Или Линда Вачнер (бывшая СЕО-специалистка компании Warnaco), которая публично унижала достоинство своих работников за ошибки в работе и за то, что «просто не понравились».
По статистике, каждый шестой житель Мичигана чувствовал психологическое насилие на рабочем месте. А 90% медсестер США, согласно опросу, чувствовали вербальное насилие со стороны врачей.
Непорядочные работники виноваты еще и тем, что являются примером плохого поведения, которое наследуют другие. Это может привести к ухудшению психологического климата в коллективе.
Негодяи на руководящих должностях в компаниях — одна из причин, почему сотрудники воруют. Таким образом они мстят за нехорошее отношение к себе.
Психологи Шарлотт Райнер и Лорали Кишли утверждают, что каждый четвертый пострадавший от травли на работе увольняется. Это много, поскольку в среднем за такой же период освобождается 5% работников.
Ведущие компании, типа Google, пытаются отсеивать мудаков еще на этапе приема их на работу. И неважно, насколько они профессиональны. Это дает возможность уменьшить расходы и негативные явления в коллективе.
Фраза «не работайте с мудаками» не означает, что нужно превратить коллектив в стадо безвольных работников. Наоборот, их нужно учить спорить и отстаивать свою позицию.
Не следует заблаговременно наклеивать ярлыки, потому что жесткий, профессиональный и прямолинейный человек может оказаться идеальным работником, а не мудаком.
Очень важно, чтобы негодяи не имели возможности нанимать на работу людей. Иначе они приведут таких же, и ситуация усложнится.
Не стоит ждать слишком долго: быстро увольняйте человека, который явно приносит вред.
Если не увольняют тирана, или вам самим трудно поменять работу, можно изменить свое отношение к ситуации. Например, не винить себя во всем, верить в лучшие изменения, сосредоточиться на положительных моментах.
Нередко приятные и добродушные люди после наделения их властью становятся полными антиподами и приносят много зла.
Психологи утверждают, что большинство людей о себе лучшего мнения, чем они есть на самом деле. Поэтому следите внимательно, не становитесь ли вы «вампиром» для своих работников.
Лучшие цитаты из книги:
Самые распространенные действия мудаков:
- Личные оскорбления.
- Вторжение на «личную территорию» «объекта».
- Непрошеный физический контакт. Угрозы и запугивания — вербальные и невербальные.
- Саркастические шутки и «дразнилки», используемые для оскорбления.
- «Испепеляющие» электронные письма.
- «Статусные пощечины» с намерением унизить жертву.
- Публичные попытки дискредитировать или показательные «разжалования».
- Грубые вмешательства.
- Лицемерные нападки.
- Презрительные взгляды.
- Игнорирование.
Как квалифицировать человека как сертифицированного мудака: он должен проявит постоянство, иметь статистику эпизодов, которые заканчивались тем, что «объекты» один за другим чувствовали себя недооцененными, подавленными, униженными, оскорбленными, выдохшимися, угнетенными и, как правило, винили в сложившейся ситуации только себя.
Разница между тем, как человек обращается с могущественными и не имеющими реальной власти людьми, является самой лучшей известной мне мерой человеческого характера . Достойной личностью является лишь тот, кто всегда тепло и вежливо относится к людям, независимо от их статуса и степени знакомства с ними.
Замечено, что люди, которые работают под руководством «психологических вампиров» скорее увольняются, работают хуже, ощущают тревогу и эмоциональное выгорание.