КТО ОН, ФИЛИП ЗАЙДМАН?

Окт 10, 2019
Новости
0 0

Кто же он, этот удивительный «отец франчайзинга»?

Древние говорили: dura lex, sed lex – что в переводе с латыни звучит уже как довольно избитая фраза: закон есть закон. Любой бизнес, как правило, нуждается в защите, а надежно защитить может только четкое «слово закона». Недаром в правильно построенном бизнесе предприниматель и юрист всегда работают вместе. Франчайзинг как одну из распространенных моделей бизнеса также охраняет закон, и у истоков юридической законодательной стороны франчайзинга стоял уникальный человек, которого называют «отцом франчайзинга», вернее, его юридической законодательной части. Это Филип Зайдман.


Кто же он, этот удивительный «отец франчайзинга»? Практически все участники франчайзингового сообщества так или иначе слышали о Филипе Зайдмане – его имя и репутация хорошо известны. Он учился в Йельском колледже, затем на юридическом факультете и в школе делового администрирования Гарвардского университета. До сих пор Филип Зайдман практикует в сфере внутреннего и международного права дистрибуции, лицензирования и франчайзинга. На протяжении всей своей карьеры он был генеральным юрисконсультом в Международной ассоциации франчайзинга, первым председателем Комитета по распределению и франчайзингу секции антимонопольного права американской Ассоциации адвокатов, занимал пост председателя Международного комитета по франчайзингу Международной ассоциации адвокатов и председателя Комитета по франчайзингу американской Ассоциации права интеллектуальной собственности.

И это не просто слова, не пресловутое перечисление престижных должностей, нет, это сама жизнь. Он действительно стал одним из самых влиятельных и авторитетных юристов в сфере франчайзинга. И потому мы, несомненно, можем говорить о Филипе Зайдмане как о национальном достоянии, мы можем говорить о его наследии в правовом профессиональном

поле франчайзинга, которое еще десятки лет будет влиять на профессиональное бизнес-сообщество. И в основе этого наследия – мудрость, знания, проницательность и интуиция Филипа Зайдмана, которого Брет Лоувел (Bret Lowell) из Международной юридической фирмы DLA Piper Global Law Firm, долго работавший с Зайдманом, и назвал «отцом» закона «О франчайзинге».

А ведь все началось, можно сказать, с пустячка. Будучи студентом Гарварда, Фил однажды писал доклад о стартапах. И вот, собирая и изучая материалы для доклада, он натолкнулся на любопытную публикацию о гостиничном бизнесе, написанную для туристического правового журнала, в которой уже говорилось о том, как можно «тиражировать» прибыльный бизнес. «Представьте, в тот момент я понял, – вспоминал позже Фил, – что я ведь стоял у самых истоков франчайзинга. Ну, посудите сами: Рэй Крок только что купил «Макдоналдс», а Кеммон Уилсон только-только озвучил свои идеи для создания «Холидей Инн». Дальше: Сандерс как раз начинал развивать Kentucky Fried Chicken, а Генри Блох «выстрелил» с проектом H&R Block».

Истоки истоками, а в то далекое время после Гарварда Фила ждала служба в армии США, и, отслужив два года, он вернулся в Вашингтон и начал работать в Федеральной торговой комиссии. Он изучал систему франчайзинга и постепенно взял на себя роль ассистента главы администрации малого бизнеса. «В то время у бизнесменов были какие-то абсолютно дикие, бредовые понятия о взаимоотношениях франчайзера, который, как правило, олицетворял крупный бизнес, и франчайзи, которые были связаны со своими «патронами» контрактом, называвшимся «франчайзинговым соглашением». Итак, Филип начинает организовывать публичные чтения по франчайзингу и впоследствии на законодательном уровне закрепляет положения, которые сделали франчайзинговые сделки более вразумительными и осмысленными.

Брет Лоувел считает, что Зайдман обладает уникальной способностью видеть далеко вперед. Он каким-то непостижимым образом может сгруппировать все предпосылки, все факты, касающиеся развития тех или иных проектов, продумывая до мелочей все, что может произойти с бизнесом в будущем. Он может предвидеть. Нет, он не пророк. Его предвидение – особого свойства. Это тот самый сгусток огромных знаний и столь же огромной интуиции – поразительной способности, которой обладают очень немногие.

«География» его деятельности, его международная корпоративная практика будоражит воображение. Он – советник ряда американских и зарубежных компаний и торговых ассоциаций. Он свидетельствовал перед государственными органами, участвовал в судебных и административных разбирательствах, преподавал в университетах, представлял интересы бизнеса в многочисленных комитетах Конгресса США.

КАКИЕ ПОДСКАЗКИ ФРАНЧАЙЗЕРЫ ВСЕГО МИРА МОГУТ ПОЧЕРПНУТЬ ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА ЗАЙДМАНА? КАК НАЛАДИТЬ ОПТИМАЛЬНЫЕ УСПЕШНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ФРАНЧАЙЗИ? КАК ДОБИТЬСЯ ВЗАИМОВЫГОДНОГО УСПЕХА?

Все очень просто. Во-первых, считает он, нужно с самого начала как можно больше времени проводить с франчайзи, не жалеть на него времени и отойти в сторону, пока не появится уверенность, что все делается правильно. Во-вторых, всегда и повсюду поддерживать с каждым франчайзи хорошие отношения. И наконец, последнее. Почти каждый спор, который можно разрешить мирным путем, именно так и нужно решать. Это порой раздражает, но нет такого конфликта, который стоит того, чтобы нанимать адвокатов и набивать деньгами, заработанными потом и кровью, их и без того тугие кошельки.

Тех, кто только пробует себя во франчайзинговом бизнесе, Зайдман предупреждает: все не так-то легко, как звучит в теории, как кажется на словах. «Подводных камней» тоже немало, и сам процесс вхождения во франчайзинг порой затягивается и требует немало терпения. И неторопливости, хотя неторопливость отнюдь не значит нерасторопность. Зайдман говорил: «Если с самого начала что-то идет не совсем правильно и неграмотно, то с большой степенью вероятности правильно не получится уже никогда.

О, вы подумаете, ладно, что все еще можно исправить. Это заблуждение, потому что те усилия и то время, которые затрачиваются на исправление ошибок, на самом деле оборачиваются потерей ресурсов. И больше ничем». Наконец, что касается франчайзеров‑новичков, то Зайдман отмечал такую вроде бы маленькую, на первый взгляд, деталь: очень важно беспрерывно отлаживать менеджмент с точки зрения франчайзи. «Если что-то не ладится у вашего франчайзи, если у него что-то не работает, то и у франчайзера, поверьте, это тоже не будет работать», – говорил Фил.

Он конкретно помогал всем, кто осваивал бизнес по модели франчайзинга, так что имя Филипа Зайдмана вполне можно высечь на мемориале Рашмор. Да, рядом с американскими президентами. Сам же Филип гордится двумя ключевыми моментами своей карьеры: когда в 1965 году его привел к присяге судья Верховного Суда Хьюго Блэк и когда год назад в Лондоне он получил награду за достижения в развитии права. Между этими событиями – дистанция в 52 года.

Каковы сейчас планы Филипа Зайдмана в отношении собственной карьеры? Весьма скромные. Он однажды сказал своим партнерам, что выйдет на пенсию, как только рассчитается по кредитам со своими студентами. Такая вот шутка. А может, и нет. Может, и не шутка вовсе. Ведь отец Фила практиковал до 94 лет – почему же и сыну не сделать то же самое? …Есть одно местечко на земле, которое он любит больше всего на свете и куда всегда мчится после работы. Это семейный дом в Дестине, во Флориде. «Мои внуки играют на том же самом берегу, где некогда резвился и бегалребенком. И я получаю от этого огромное наслаждение и удовольствие».

По материалам журнала Franchising World IFA.

buybrand.ru

http://www.buybrand.ru/articles/20836/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *