Франшиза или лицензия?

Окт 10, 2019
Новости
0 0

Есть ли франшиза в кинобизнесе?

Многие люди путают
такие категории, как: «франшиза» и «лицензирование». Казалось бы, если
дистрибьютор продаёт в регионах известные кинокартину или сериал, то это своего
рода франчайзинг. Но это далеко не так. Мы задали вопрос о разнице таких схожих,
на поверхностный взгляд, категорий нашему эксперту – генеральному директору
компании «Люкс Синема» Игорю Шибанову.

BUYBRAND.RU: Чем лицензирование отличается от
франшизы?

ИШ:
«Лицензирование
– общий и распространённый термин, принятый для отчуждения прав на контент,
либо на персонажей или на передачу каких-либо прав от правообладателя любому
агенту, посреднику или третьему лицу, в том числе и эксклюзивно. Существует два
вида (основных) договоров на передачу прав – Агентский и Лицензионный. Франшиза
– не особо часто употребляемое понятие и термин для контента или прав. Де-юре…
это скорее «обывательское» название. Франшизой в кино принято называть какие-либо
большие кинопроекты: «Звёздные войны», «Гарри Поттер», «Железный человек», «Джеймс
Бонд», «Властелин Колец», «Люди Х»… то есть, это созданные мейджорами
киномиры, где появляется возможность для различного лицензирования, например,
мерчендайзинга и «Продажи прав на персонажи» и прав показа. В последнее время
понятие франшизы распространилось и на сериалы: «Игры Престолов», «Во все
тяжкие», «Мост», «Доктор Хаус». У нас это, вероятно: «Любовь-Морковь», «День
Выборов» в кино, и: «Мажор», «Спящие», «Обратная Сторона Луны» для сериалов, но
это очень условно, так как у наших всё не так сильно развито, как в Штатах. В
России на телевидении принято называть франшизу более понятным и общепринятым
телевизионным термином — «формат».

То есть, понятия «лицензия»
и «лицензирование» — это наиболее распространённые и принятые понятия в кино и на
телевидении, по крайней мере, для контента, особенно – у нас, в России.
Франшиза – более общий и понятийный термин… скажем, я могу кому-то сказать,
что занимаюсь франшизой «Трое из Простоквашино», но договор будет в итоге
Лицензионный!»

BUYBRAND.RU:
Есть ли франчайзинговые договоры в региональных и иных продажах контента?

ИШ:
«В регионах  России вообще не знают и не
понимают термин франшиза…. не все знают, что такое «формат», и что с ним надо
делать в принципе… это скорее удел федеральных каналов!»

BUYBRAND.RU:
Какие франшизы бывают в кинобизнесе?

ИШ:
«Почти все ведущие мировые кинофраншизы – голливудские… Часто бывает, что
каждый новый фильм голливудской франшизы снимает новый режиссёр с новой
группой, а иногда и другая киностудия, купившая у мейджора (это 6 основных
киностудий Голливуда) права на производство. В России, повторюсь, понятие
кинофраншизы ещё недоразвито и внятных примеров практически нет… используют
термины «формат» и «лицензия», заключая Лицензионные Договоры».

Как
видим, термин: «франшиза» многогранен. Его использование в разных направлениях
бизнеса существенно отличается как по смыслу, так и по оттенкам, нюансам.
Например, понятие «франшиза» имеется в страховании.

Совершая свои первые шаги  в бизнесе, важно определиться с понятиями,
категориями, понять их смысл и особенности применения на практике. 

http://www.buybrand.ru/articles/19797/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *