Франшиза одного из крупнейших ретейлеров России «Дикси» — яркий пример того, как неудовлетворённый спрос становится благодатной почвой для мошенничества.
Вбейте в поисковик фразу «франшиза дикси» — и обнаружите десятки сайтов, предлагающих подробную информацию об условиях франшизы и её гарантированных преимуществах. В числе последних — «возможность быстрого стартапа», «наличие четкого плана», отсутствие затрат на маркетинг, которое «дает экономию для начинающих предпринимателей», а главное — работа с «опытным франчайзером с широкими перспективами, надежным и прочно стоящим на ногах в данном сегменте экономики».
Вот только компания «Дикси» никогда не продавала франшизу, о чем и напомнила в официальном сообщении*, заодно предупредив об опасности мошенничества. (*Жаль, что найти это сообщение в поисковике оказалось намного сложнее, чем материалы, расписывающие плюсы липовой франшизы.)
«В последнее время участились обращения в компанию по вопросам приобретения франшизы „ДИКСИ“. Группа компаний „ДИКСИ“ предупреждает Вас о том, что мы не продаем франшизы на открытие магазинов „ДИКСИ“, а также о том, что франшизного бизнеса „ДИКСИ“ не существует».
Что делать?
Если вы мечтали открыть свой «Дикси» (или любой другой сетевой магазин), но не обнаружили информации о продаже франшизы на официальном сайте — ищите альтернативу. Сегодня на российском рынке франшизы магазинов в формате «у дома» продают такие фуд-ретейлеры, как «Малинка» (проект SPAR) и «Фасоль» (принадлежит METRO Cash & Carry). Последняя развивается почти исключительно по модели франчайзинга: из 1300 функционирующих точек только две являются корпоративными.
А вот чего ни в коем случае делать нельзя, так это пытаться купить франшизу «Дикси» через так называемых посредников, поверив информации, размещённой на сторонних ресурсах. Это верный способ остаться без денег, заплатив за «липу». А цена ошибки — в зависимости от смекалки продавца и присвоенного им бренда — может колебаться в диапазоне от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей.
Как продают фейковые франшизы
Чтобы пустить пыль в глаза неопытному предпринимателю, достаточно зарегистрировать фирму-однодневку и составить липовый договор на передачу прав на использование любого известного бренда. А дальше знакомое название и узнаваемый логотип сделают своё дело: доверчивый франчайзи заплатит псевдо-франчайзеру за бумажку, не имеющую никакой юридической силы. После заключения «сделки» продавец несуществующей франшизы ликвидирует фирму и испарится, а ничего не подозревающий покупатель, тем временем, может попасть под суд за незаконное использование товарного знака.
6 признаков фейковой франшизы
1. Отсутствие информации о франшизе на официальном сайте компании. Если информация размещена на сторонних ресурсах, не поленитесь позвонить в компанию и перепроверить, есть ли у неё франшиза.
2. Различия в информации о стоимости и содержании франшизы на разных ресурсах. Чем больше спрос на несуществующую франшизу, тем больше мошенников, которые пытаются её продать. А поскольку описание и условия каждый выдумывает сам в меру своего «таланта», разночтения неизбежны. К тому же, в среде псевдо-франчайзеров тоже существует конкуренция, поэтому многие намерено корректируют своё липовое предложение, чтобы сделать его более выгодным на фоне других.
3. Наличие условия «Деньги вперёд». Если вы видите в описании франшизы фразу в духе «только после заключения договора начинается работа покупателя франшизы и франчайзера» — закрывайте сайт ищите франшизу другого бренда. Если продавец акцентирует внимание на предварительной оплате, велика вероятность того, что он планирует вас «кинуть».
4. Отсутствие прямых контактов правообладателя. В публикациях, посвященных фиктивной франшизе, никогда нельзя найти прямых контактов для связи с франчайзером. Таким образом потенциального «клиента» подталкивают к поиску других способов связаться с фирмой-посредником. А иногда и просто открыто указывают: «продажу франшизы осуществляют только посредники». Запомните: франчайзеры не работают через «посредников». Делегировать права на продажу франшизы можно только партнёру, например, по схеме мастер-франчайзинга.
5. Отзывы от «безымянных» франчайзи, с которыми невозможно связаться. Анонимные истории об открытии точки в городе N хороши тем, что их невозможно проверить. Этим активно пользуются мошенники. Если франшиза настоящая, а отзыв не фейковый, в нём будут как минимум указаны фамилия и имя франчайзи и обязательно — регион или город, в котором он работает.
6. Обилие грамматических и стилистических ошибок в описании. Уважающий себя франчайзер не будет продвигать свою франшизу посредством безграмотно написанного текста, поскольку это однозначно испортит впечатление у потенциального партнёра. Также обращайте внимание на частые повторы ключевых слов: если словосочетания типа «франшиза Дикси» или «купить франшизу» встречаются в каждом абзаце и без особой надобности, значит текст был составлен для привлечения поискового трафика и ничего общего с реальной информацией о франшизе он не имеет.
http://www.buybrand.ru/articles/24009/