В мире бизнеса много иностранных терминов, значение которых путают не только простые обыватели, но и неопытные бизнесмены. Один из таких терминов – франчайзинг.
Многие путают его с франшизой, но это не одно и то же. Хотя по сути, эти два понятия очень тесно связаны между собой. Что такое франчайзинг и франшиза разберемся подробно. Что означает иностранное слово франчайзинг, перевод этого слова и определение.
Понятие франчайзинга
Если вы начинающий предприниматель, то перед вами неизбежно возникнут вопросы, которые пугают всех новичков. Как найти место, чем заниматься, будет ли все это приносить прибыль?
В наше время на бизнес-поприще уже существуют известные компании и бренды. Бизнес там отлажен, клиенты текут рекой, стратегия ведения предпринимательства себя оправдала и доходы гарантированы. Такие холдинги могут помочь начинающим бизнесменам. Для этого создана франшиза.
Франшиза простыми словами – это право на использование бренда, его достижений и продукции в своем бизнесе. Франчайзинг простыми словами – это непосредственно процесс покупки франшизы.
Сущность франчайзинга в том, что начинающие предприниматели могут начать свой бизнес под маркой известной компании. Это уменьшает риски банкротства, так как крупная компания с опытом работы на рынке – всегда стабильнее, чем малый бизнес.
Первый случай такого партнерства был зафиксирован в 1851 году. Франчайзинг на английском означает «льгота» или «лицензия». При этом франчайзинг в России распространился относительно недавно. За рубежом это весьма популярная практика.
Достоинства и недостатки франчайзинга
Преимущества франчайзинга перед простым стартом для бизнеса очевидны:
- Имя бренда работает на вас. Не нужно раскручиваться и тратиться на рекламу, придумывать стратегию и привлекать клиентов. Марка все сделает сама, например, такая, как Лукойл.
- Снижение риска. Всего лишь 5 % предприятий, открытых по франшизе, закрываются. Процент таких же компаний, открытых с нуля, выше в несколько раз. Это одно из главных преимуществ.
- Опыт. Преимущество франчайзинга – готовый бизнес в нужной предпринимателю отрасли. Он сможет набраться опыта и узнать все подводные камни конкретной деятельности.
Но особенности франшизы предполагают наличие недостатков:
- Цена. Стоимость такой схемы взаимодействия немаленькая. При этом срок окупаемости точно не известен.
- Отсутствие независимости. Система франчайзинга означает наличие в договоре ограничений. Франчайзер может ограничить использование поставщиков только определенными компаниями, также развитие бизнеса держится строго в рамках заданного договором направления.
- Банкротство центральной компании. Если она рухнет, соответственно, закроются и все, работающие по франшизе с ней. Это нужно учитывать при принятии решения работать по такому договору.
Примеры такого бизнеса
Как работает этот процесс можно увидеть на популярных примерах. Самые распространенные из них – рестораны быстрого питания: McDonalds, Subway, супермаркеты Перекресток, кафе «Кофе с собой» – это примеры франчайзинга по всему миру. Стоит отметить, что такой бизнес вполне успешно зарекомендовал себя не только в розничной торговле.
Бизнес франчайзинги работают в сферах:
- образования;
- розничной торговли;
- бухгалтерского учета;
- реализации автомобилей и автозапчастей. Такой франчайзинг пример – General Motors.
Как заключить договор франшизы
Если вы поняли все о франчайзинге и решили начать свое дело именно с франшизы, следует знать все тонкости. Для этого существуют юристы по франчайзингу. Такие специалисты помогут не только грамотно составить договор коммерческой концессии, но и займутся его сопровождением, ведением бизнеса и прочими юридическими тонкостями.
В договоре существует несколько сторон. Тот, кто предоставляет франшизу – франчайзер. Это большая компания, которая дает лицензию, разрешение на использование своего имени или технологии. Франчайзер определяет путь развития и особенности маркетинговой политики.
Вторая сторона — франчайзи. Это предприниматель, который соглашается на использование особых технологий или бренда, чтобы развить или начать свой бизнес.
В итоге определение франчайзинга – это система взаимовыгодных партнерских отношений, при которой обе стороны имеют свои преимущества. Франчайзер получает масштабирование бизнеса – так его бренд распространяется по всему миру. При этом затрата финансов минимальная.
Франчайзи имеет готовую модель бизнеса и помощь от партнеров. Понижаются расходы на рекламу и маркетинг. В договоре можно обговорить все, начиная от цвета прилавков и обоев, заканчивая внешним видом персонала. При этом в компании, которая работает по франшизе, должны быть отделы франчайзинга и директор по франчайзингу.
Франчайзинг, как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса, становится все более популярным.
В договоре указываются все условия, которые должны соблюдать стороны:
- Система оплаты. Франчайзинг – это, простыми словами, продажа доброго имени и технологий знаменитой компании. Как за это платить – ежемесячно или одноразово и сумма оплаты, все это подробно оговаривается в договоре коммерческой концессии. Закон предусматривает такое название.
- Обязательные условия. В документе может быть указано, что франчайзи не может обращаться к другим поставщикам, а франчайзер обязан помогать в подборе сотрудников.
Оплачиваем договор
Франчайзер сам вправе решать, каким образом продавать свою франшизу. Существуют две формы оплаты. Что такое роялти и паушальный взнос во время заключения договора узнавать поздно. Разница между этими понятиями известна любому предпринимателю.
Паушальный взнос во франчайзинге – это единовременный платеж во время заключения договора. Роялти – это ежемесячный платеж. Он может быть фиксированным или зависеть от прибыли.
Это может зависеть от вида франшизы:
- Стандартная франшиза. Подразумевается достаточно много ограничений, а при заключении договора используется паушальный взнос.
- Свободная. Очень распространенный вид. Франчайзинг, предложение которого стоит недорого, всегда будет востребован. Свободная франшиза подразумевает выплату роялти.
- Продажа готового бизнеса. Дорогой вариант, но надежный, для старта своего прибыльного дела.
- Корпоративная франшиза. Помогает начать малоопытным предпринимателям. Обеспечивает помощь от центрального офиса компании по управлению и поддержанию бизнеса.
- Мастер-франшиза. Предназначена для акул бизнеса. Ее называют также золотой франшизой.
Общие сведения о коммерческой концессии в России
В нашей стране понятие франчайзинга стали использовать в середине 90-х годов. В законодательстве этот термин значится, как коммерческая концессия.
Начало реальный франчайзинг берет в отрасли розничной продажи нефтепродуктов. Сейчас в нашей стране существует Российская Ассоциация франчайзинга, которая собирает под свое крыло всех франчайзеров и франчайзи. В ассоциации есть специалисты, которые смогут проконсультировать всех желающих.
Распределение рынка франчайзинга в России неравномерно. Большая часть приходится на непродовольственную розницу. На втором месте – услуги для населения. На третьем – общепит. Все остальные отрасли пока мало затронуты франчайзингом.
Для того чтобы разобраться подробнее в структуре рынка, можно обратить внимание на интернет-каталоги франшиз, а для развития теоретических знаний написаны книги о франчайзинге.
Очень популярна среди них Надежда Смирнова – «Масштабирование бизнеса. Создаем франчайзинг в розничной торговле».
С каждым годом работать по франшизе соглашаются все больше предпринимателей. У франчайзинга 2017 года рейтинг выше, чем за такой же период 2016г.
Все правовые аспекты отношений по договору коммерческой концессии регулируются гражданским кодексом Ст. 54. У статьи есть много недоработок, поскольку понятие франчайзинг и что это такое стало известно не так давно. Поэтому российское законодательство не учитывает всех нюансов при покупке своего бизнеса по франшизе.
На рассмотрении у властей лежит федеральный закон. Создание такого закона требуется уже давно. Франшиза и франчайзинг распространены в России, при этом нет четкого регулирования системы. Разработка такой статьи сильно подтолкнула бы развитие франчайзинга в России.
Франчайзеры часто требуют неподъемный роялти. Зачастую они не оказывают должной помощи региональным представителям. На Западном рынке в этом плане гораздо проще, так как их менталитет и экономика более приспособлены.
Четкая бизнес модель, при правильном использовании коммерческой концессии, представляет собой огромную сеть по всему миру – региональные структуры – фракталы, вокруг центрального офиса. Фрактальная система – экономическая сущность работы по франшизе.
С каждым годом объем предпринимателей, которые, начиная свой бизнес, обратили внимание на франшизу, растет. Имеются стратегии обучения для начинающих франчайзи.
В заключение
Предпринимательство – многогранный вид взаимоотношений. Даже начинающий бизнес-делец может открыть рентабельное дело. При этом франшиза – идеальный выбор. Вы получаете полностью работающий бизнес с минимизированными рисками и продуманной стратегией.
Главное при выборе франшизы и подписании договора – изучить компанию, с которой собираетесь сотрудничать. Обязательно проанализируйте, сколько филиалов уже открыто по такой франшизе. Подсчитайте процент закрывшихся точек. Внимательно ознакомьтесь с договором. Это не сложно и рентабельно.
Pingback: Франшиза бытовой химии: знакомство с франшизой, особенности