Понятие франчайзинга в бизнесе

Авг 18, 2017
Подсказки
0 0
Понятие франчайзинга

В мире бизнеса много иностранных терминов, значение которых путают не только простые обыватели, но и неопытные бизнесмены. Один из таких терминов – франчайзинг.

Многие путают его с франшизой, но это не одно и то же. Хотя по сути, эти два понятия очень тесно связаны между собой.  Что такое франчайзинг и франшиза разберемся подробно. Что означает иностранное слово франчайзинг, перевод этого слова и определение.

Понятие франчайзинга

Если вы начинающий предприниматель, то перед вами неизбежно возникнут вопросы, которые пугают всех новичков. Как найти место, чем заниматься, будет ли все это приносить прибыль?

В наше время на бизнес-поприще уже существуют известные компании и бренды. Бизнес там отлажен, клиенты текут рекой, стратегия ведения предпринимательства себя оправдала и доходы гарантированы. Такие холдинги могут помочь начинающим бизнесменам. Для этого создана франшиза.

Франшиза простыми словами – это право на использование бренда, его достижений и продукции в своем бизнесе. Франчайзинг простыми словами – это непосредственно процесс покупки франшизы.

Сущность франчайзинга в том, что начинающие предприниматели могут начать свой бизнес под маркой известной компании. Это уменьшает риски банкротства, так как крупная компания с опытом работы на рынке – всегда стабильнее, чем малый бизнес.

Первый случай такого партнерства был зафиксирован в 1851 году. Франчайзинг на английском означает «льгота» или «лицензия». При этом франчайзинг в России распространился относительно недавно. За рубежом это весьма популярная практика.

Достоинства и недостатки франчайзинга

Преимущества франчайзинга перед простым стартом для бизнеса очевидны:

  1. Имя бренда работает на вас. Не нужно раскручиваться и тратиться на рекламу, придумывать стратегию и привлекать клиентов. Марка все сделает сама, например, такая, как Лукойл.
  2. Снижение риска. Всего лишь 5 % предприятий, открытых по франшизе, закрываются. Процент таких же компаний, открытых с нуля, выше в несколько раз. Это одно из главных преимуществ.
  3. Опыт. Преимущество франчайзинга – готовый бизнес в нужной предпринимателю отрасли. Он сможет набраться опыта и узнать все подводные камни конкретной деятельности.

Но особенности франшизы предполагают наличие недостатков:

  1. Цена. Стоимость такой схемы взаимодействия немаленькая. При этом срок окупаемости точно не известен.
  2. Отсутствие независимости. Система франчайзинга означает наличие в договоре ограничений. Франчайзер может ограничить использование поставщиков только определенными компаниями, также развитие бизнеса держится строго в рамках заданного договором направления.
  3. Банкротство центральной компании. Если она рухнет, соответственно, закроются и все, работающие по франшизе с ней. Это нужно учитывать при принятии решения работать по такому договору.

Примеры такого бизнеса

Как работает этот процесс можно увидеть на популярных примерах.  Самые распространенные из них – рестораны быстрого питания: McDonalds, Subway, супермаркеты Перекресток, кафе «Кофе с собой» – это примеры франчайзинга по всему миру. Стоит отметить, что такой бизнес вполне успешно зарекомендовал себя не только в розничной торговле.

Статистика российского франчайзинга

Бизнес франчайзинги работают в сферах:

Как заключить договор франшизы

Если вы поняли все о франчайзинге и решили начать свое дело именно с франшизы, следует знать все тонкости. Для этого существуют юристы по франчайзингу. Такие специалисты помогут не только грамотно составить договор коммерческой концессии, но и займутся его сопровождением, ведением бизнеса и прочими юридическими тонкостями.

В договоре существует несколько сторон. Тот, кто предоставляет франшизу – франчайзер. Это большая компания, которая дает лицензию, разрешение на использование своего имени или технологии. Франчайзер  определяет путь развития и особенности маркетинговой политики.

Вторая сторона — франчайзи. Это предприниматель, который соглашается на использование особых технологий или бренда, чтобы развить или начать свой бизнес.

В итоге определение франчайзинга – это система взаимовыгодных партнерских отношений, при которой обе стороны имеют свои преимущества. Франчайзер получает масштабирование бизнеса – так его бренд распространяется по всему миру. При этом затрата финансов минимальная.

Франчайзи имеет готовую модель бизнеса и помощь от партнеров. Понижаются расходы на рекламу и маркетинг. В договоре можно обговорить все, начиная от цвета прилавков и обоев, заканчивая внешним видом персонала.  При этом в компании, которая работает по франшизе, должны быть отделы франчайзинга и директор по франчайзингу.

Франчайзинг, как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса, становится все более популярным.

В договоре указываются все условия, которые должны соблюдать стороны:

  1. Система оплаты. Франчайзинг – это, простыми словами, продажа доброго имени и технологий знаменитой компании. Как за это платить – ежемесячно или одноразово и сумма оплаты, все это подробно оговаривается в договоре коммерческой концессии. Закон предусматривает такое название.
  2. Обязательные условия. В документе может быть указано, что франчайзи не может обращаться к другим поставщикам, а франчайзер обязан помогать в подборе сотрудников.

Оплачиваем договор

Франчайзер сам вправе решать, каким образом продавать свою франшизу. Существуют две формы оплаты. Что такое роялти и паушальный взнос во время заключения договора узнавать поздно.  Разница между этими понятиями известна любому предпринимателю.

Паушальный взнос во франчайзинге – это единовременный платеж во время заключения договора. Роялти – это ежемесячный платеж. Он может быть фиксированным или зависеть от прибыли.

Это может зависеть от вида франшизы:

  1. Стандартная франшиза. Подразумевается достаточно много ограничений, а при заключении договора используется паушальный взнос.
  2. Свободная. Очень распространенный вид. Франчайзинг, предложение которого стоит недорого, всегда будет востребован. Свободная франшиза подразумевает выплату роялти.
  3. Продажа готового бизнеса. Дорогой вариант, но надежный, для старта своего прибыльного дела.
  4. Корпоративная франшиза. Помогает начать малоопытным предпринимателям. Обеспечивает помощь от центрального офиса компании по управлению и поддержанию бизнеса.
  5. Мастер-франшиза. Предназначена для акул бизнеса. Ее называют также золотой франшизой.

Общие сведения о коммерческой концессии в России

В нашей стране понятие франчайзинга стали использовать в середине 90-х годов. В законодательстве этот термин значится, как коммерческая концессия.

Начало реальный франчайзинг берет в отрасли розничной продажи нефтепродуктов. Сейчас в нашей стране существует Российская Ассоциация франчайзинга, которая собирает под свое крыло всех франчайзеров и франчайзи. В ассоциации есть специалисты, которые смогут проконсультировать всех желающих.

Распределение рынка франчайзинга в России неравномерно. Большая часть приходится на непродовольственную розницу. На втором месте – услуги для населения. На третьем – общепит. Все остальные отрасли пока мало затронуты франчайзингом.

Для того чтобы разобраться подробнее в структуре рынка, можно обратить внимание на интернет-каталоги франшиз, а для развития теоретических знаний написаны книги о франчайзинге.

Очень популярна среди них Надежда Смирнова – «Масштабирование бизнеса. Создаем франчайзинг в розничной торговле».

С каждым годом работать по франшизе соглашаются все больше предпринимателей. У франчайзинга 2017 года рейтинг выше, чем за такой же период 2016г.

Все правовые аспекты отношений по договору коммерческой концессии регулируются гражданским кодексом Ст. 54. У статьи есть много недоработок, поскольку понятие франчайзинг и что это такое стало известно не так давно. Поэтому российское законодательство не учитывает всех нюансов при покупке своего бизнеса по франшизе.

На рассмотрении у властей лежит федеральный закон.  Создание такого закона требуется уже давно. Франшиза и франчайзинг распространены в России, при этом нет четкого регулирования системы. Разработка такой статьи сильно подтолкнула бы развитие франчайзинга в России.

Франчайзеры часто требуют неподъемный роялти. Зачастую они не оказывают должной помощи региональным представителям. На Западном рынке в этом плане гораздо проще, так как их менталитет и экономика более приспособлены.

Четкая бизнес модель, при правильном использовании коммерческой концессии, представляет собой огромную сеть по всему миру – региональные структуры – фракталы, вокруг центрального офиса. Фрактальная система – экономическая сущность работы по франшизе.

С каждым годом объем предпринимателей, которые, начиная свой бизнес, обратили внимание на франшизу, растет. Имеются стратегии обучения для начинающих франчайзи.

В заключение

Предпринимательство – многогранный вид взаимоотношений. Даже начинающий бизнес-делец  может открыть рентабельное дело. При этом франшиза – идеальный выбор. Вы получаете полностью работающий бизнес с минимизированными рисками и продуманной стратегией.

Главное при выборе франшизы и подписании договора – изучить компанию, с которой собираетесь сотрудничать. Обязательно проанализируйте, сколько филиалов уже открыто по такой франшизе. Подсчитайте процент закрывшихся точек. Внимательно ознакомьтесь с договором. Это не сложно и рентабельно.

Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *