В статье рассказывается про франчайзинг против лицензирования
Для компании, стремящейся к расширению, франчайзинг и лицензирование часто являются привлекательными бизнес — моделями. В франчайзинговой модели франчайзи использует успешную бизнес-модель другой фирмы и торговую марку, чтобы управлять тем, что фактически является независимым филиалом компании. Франчайзер сохраняет значительную степень контроля над операциями и процессами, используемых франчайзи, но и помогает с вещами, как брендинг и маркетинговой поддержки, которые помогают франшизы. Франчайзер также обычно гарантирует, что филиалы не каннибализируют доходы друг друга.
В соответствии с моделью лицензирования, компания продает лицензии другим (как правило, более мелким) компаниям на использование программ интеллектуальной собственности, бренда, дизайна или бизнеса. Эти лицензии обычно не являются эксклюзивными, что означает, что они могут быть проданы нескольким конкурирующим компаниям, обслуживающим один и тот же рынок. В этом случае лицензионная компания может осуществлять контроль над тем, как используется ее IP, но не контролирует деловые операции лицензиата.
Обе модели требуют, чтобы франчайзи осуществляли платежи первоначальному бизнесу, который владеет брендом или интеллектуальной собственностью. Существуют законы, которые регулируют модель франчайзинга и определяют, что составляет франчайзинг. Некоторые соглашения по закону рассматриваются как франчайзинговые, даже если они изначально были составлены как лицензионные соглашения.
Это определение важно, поскольку франшизы подпадают под действие закона о ценных бумагах, а лицензии — под договорное право. Некоторые лицензионные соглашения могут в конечном итоге создать непреднамеренные франшизы.
Лицензия просто предоставляет физическому или юридическому лицу право использовать лицензированные материалы или делать то, что в противном случае было бы признано незаконным. Это особенно характерно для интеллектуальной собственности.
Договоренности.
Типичная франшиза включает права на торговую марку, торговые наименования, логотипы, патенты, коммерческие секреты и ноу-хау бизнеса. Он включает в себя лицензию на использование бизнес-системы, обязательство обмениваться разработками и улучшениями, а также право франчайзера определять, как работает бизнес. Их можно разделить на «часть общего имени», и дает разрешение на торговую марку, «часть пошлины» с указанием суммы, которую необходимо заплатить, чтобы начать операции, и «часть операций и маркетинга ». Все внутренние системы должны быть стандартизированы внутри франшизы. Они занимают больше времени и стоят дороже, чем лицензии.
Преимущества.
Владение франшизой позволяет человеку работать не по найму, а также инвестировать в проверенную систему с обучением и поддержкой. Это приносит готовую клиентскую базу и часто идет со списками клиентов. Существует уменьшенный риск неудачи, на текущие исследования и разработки, и полукочевой монополию на определенной территории. Для франчайзеров франчайзинг позволяет им расширять свой бизнес с меньшими инвестициями, чем открывать новые места самостоятельно.
Лицензия позволяет лицензиату использовать, создавать и продавать идею, дизайн, название или логотип за плату. Они выгодны для лицензиаров, потому что они позволяют им расширить сферу своего бизнеса без необходимости инвестировать в новые местоположения и распределительные сети.
Что нужно учитывать.
При покупке франшизы бизнесмен должен посмотреть на итоги и сравнить их с аналогичными франшизами в аналогичных областях. Они должны выполнить поиск по названию бренда и исследовать вопросы интеллектуальной собственности, такие как право собственности на патент.
Любой, кто продает франшизу, должен обязательно защищать свою интеллектуальную собственность и создавать всеобъемлющие рабочие руководства и программы обслуживания.
Любой, кто продает лицензию, должен убедиться, что его интеллектуальная собственность защищена законом, и указать, какие права он предоставляет лицензиату.
Франчайзинг подпадает под действие закона о ценных бумагах, потому что франчайзер контролирует, как франчайзи ведет бизнес. Поэтому франчайзер контролирует, зарабатывает ли франчайзи деньги. Таким образом, правительство требует, чтобы франшизы регистрировались, а франчайзеры — раскрывали все риски для потенциальных франчайзи.
Лицензионное соглашение может «проскользнуть» в непреднамеренную структуру франчайзинга, если лицензионные договоры составлены плохо или если лицензиар ненадлежащим образом контролирует деловые операции лицензиата. В такой ситуации лицензиар должен либо немедленно соблюдать законы о франшизе, либо перенастроить операции в соответствии с законодательством о лицензировании и избежать законов о франшизе.
Примеры.
Примеры франшиз включают McDonalds и Subway.