Взаимоотношения сторон при франчайзинге: права и обязанности

Сен 1, 2017
Подсказки
0 0
Стороны франчайзинга

Франчайзинг — это одна из разновидностей льготной предпринимательской деятельности. Данное понятие регулирует отношения и связи между бизнес-партнерами. Важно, что малая фирма и франчайзер имеют абсолютно равные права и обязанности, которые прописываются в договоре.

Франчайзинг (ударение — на втором слоге) подразумевает долгосрочный договор между несколькими предприятиями.

При этом существуют некоторые правила:

  • более известное предприятие передает права на товар малой фирме;
  • неизвестная фирма в своей работе использует популярность известного предприятия.

Что это такое — франчайзинг? Как правильно толковать это понятие? Простыми словами— это когда крупное и известное предприятие заключает с небольшими и самостоятельными фирмами договора. При такой форме сотрудничества малое предприятие получает уникальные права на продукцию известного представителя.

Понятия франчайзера и франчайзи имеют свое четко прописанное определение.

Малая фирма или частный предприниматель — это франчайзи, которые приобретают у крупного бизнес-партнера права на товар, обучение технологии производства, а также на оказание помощи в ведении бизнеса. При этом предприниматель выплачивает партнеру фиксированную плату за использование бренда товара.

Крупное предприятие – это франчайзер, обладающий брендовым товаром, который пользуется популярностью среди потребителей. Франчайзер может передавать права не только на производство товара, но и проводить обучение франчайзи за определенную плату.

Данная система ведения дел подходит предприятиям, которые только начали вести собственный бизнес.

Взаимоотношения при франчайзинге

В большинстве случаев франчайзер (ударение ставят на слог с последней буквой А), который становится обладателем брендового изделия, заключает договора не с одной фирмой, а с несколькими. Таким образом известное предприятие создает целую сеть по продаже своей продукции. Простыми словами, франчайзер формирует небольшие предприятия, которые продают его изделия, при этом мелкие предприниматели независимы в работе от главного офиса.

Однако каждая из компаний должна строго исполнять свои права и обязанности.

К примеру, франчайзи обязаны соответствовать следующим инструкциям:

  • принцип торговли должен полностью соответствовать нормам известной компании;
  • франчайзер, намеревающийся продать франшизу, имеет право устанавливать определенные требования к внешнему виду сотрудников;
  • технология изготовления продукции должна строго соблюдаться.

Франчайзер также должен блюсти некоторые правила отношений с франчайзи:

  • предоставить материалы для изготовления продукции;
  • предоставить и установить необходимое оборудование для производства;
  • передать и обучить всей технологии по производству товара;
  • оказывать техническую поддержку;
  • помогать вести бухгалтерский учет.

Малое предприятие обладает рядом прав:

  • полностью использует имя торговой марки;
  • применяет в работе стиль и дизайн франчайзера;
  • имеет такую же репутацию, что и известная компания.

Такую систему простыми словами называют франшизой, при которой франчайзер передает за определенную плату права этой малой компании. Все права и обязанности обеих фирм прописываются в договоре франшизы. Таком образом, известная компания предоставляет малому бизнесу франчайзинговый бизнез-пакет.

Как правило, он содержит следующее:

  • подробное руководство по изготовлению и проведению работ;
  • дополнительные сведения, при которых сделка получается равноправной.

Обычно от франшизы получают выгоду все компании, участвующие во франчайзинге.

Важно! Предприниматель должен строго соблюдать инструкцию, к тому же он имеет обязанности, которые прописаны в договоре франшизы.

Сюда входит:

  1. Ведение предпринимательской деятельности должно соответствовать договору франшизы.
  2. Придется соблюдать все пункты договора.
  3. Партнер обязан участвовать во всех рекламных кампаниях и акциях, которые проводит главный офис.

При продаже франшизы известная компания приобретает следующие преимущества:

  • большое количество новых сделок;
  • привлечение новых потребителей;
  • новую и качественную рекламу, при этом без затраты финансовых средств;
  • увеличение продажи продукции.

Франчайзи инвестирует и получает от данной сделки много преимуществ. Главное — малоизвестному предприятию не нужно участвовать в конкуренции, т. к. франчайзер об этом уже позаботился, и довольно хорошо раскрутил свой бренд. Данное обстоятельство является решающим при заключении сделки по покупке франшизы, потому как мелкий бизнесмен не может стать самостоятельной единицей на рынке и продвинуть свою продукцию без поддержки.

Как правило, главное предприятие берет на себя обязанности по рекламе и доставке своей продукции.

При покупке франшизы малое предприятие имеет возможность стать независимым и самостоятельным. Однако оно обязано своевременно оплачивать франчайзеру денежную сумму, которая установлена договором франшизы. Если франчайзер, собравшийся продать франшизу, нарушит один из пунктов бизнес-договора, то уплатит неустойку.

Помимо того, что малые компании станут обладателями права на брендовую продукцию и рекламную кампанию, также они получают права на:

  • определенные финансовые требования от крупного предприятия, в том числе и кредитование;
  • требуемое оборудование для производства;
  • проведение подготовки и обучение сотрудников.

Если давать полное определение франшизе, то это: развитие предпринимательской деятельности с определенными экономическими затратами; один из вариантов продажи разного вида продукции.

Сегодня можно продать франшизу разных видов:

  1. Франшиза товаров – цель франчайзинга: открытие новых магазинов по продаже своего товара. При этом все функции по доставке, рекламе продукта возлагаются на крупную фирму.
  2. Франшиза услуг – франчайзи получает помещение, оборудование, обучение. По данному принципу работает большинство европейских и западных компаний.

Характеристика и принципы франчайзинга

Франчайзинг является особой формой предпринимательской деятельности, при которой брендовая компания предает права на торговый знак мелкому предпринимателю. При этом взаимодействии оба предприятия получают довольно большую выгоду. Малое предприятие ведет спокойно бизнес, вложив определенные суммы и обретая огромную поддержку от головного офиса. Крупный бизнесмен получает расширение зоны предложения для своей продукции.

Стоимость франшизы часов, как и любого другого товара, зависит от раскрученности бренда.

На протяжении всего договора франшизы головной офис обязан выполнять все обязательства перед франчайзи:

  • своевременная техническая поддержка малого предприятия;
  • консультации по всем возникающим вопросам.

Основные источники доходов франчайзера

Продвижение бизнеса использованием франшизы

Свою основную финансовую прибыль главные компании имеют с:

  • поставщиков, которые предоставляют лояльную скидочную систему;
  • франчайзи — инвестируют в рекламную кампанию;
  • процентных ставок по кредитованию, которое предоставляется мелким предпринимателям;
  • бонусов от подбора помещений и предоставленных технологий производства.

Разновидность франшиз

Такая система договоров между предприятиями существует довольно длительное время. Поэтому на сегодняшний день выделяют семь основных типов франшиз, которые отличаются друг от друга разными характеристиками. Это тип ведения бизнеса, форма оплаты франшизы, территориальная реализация франчайзинга.

Тип 1. Стандартная или классическая форма франчайзинга

Данной формой пользуются во всем мире. Обычно по такому типу бизнес-договора малое предприятие должно оплатить первый взнос крупному бизнес-партнеру, а в дальнейшем вносить плату за пользование торговой маркой.

Однако главный офис имеет право осуществлять контроль франчайзи, при необходимости вносить свои изменения в работу. Известная компания в любой момент может проверить качество производимой продукции, соответствие правилам ведения предпринимательской деятельности.

Тип 2. Свободная франшиза

В России преимущественно используется данная форма франшизы. Малая фирма практически никак не контролируется головным офисом. Поэтому свободно может развивать и структурировать свою предпринимательскую деятельность. Данная форма видения бизнеса подразумевает полную свободу действий со стороны франчайзи.

Тип 3. Импорт замещение

Продать франшизу таким образом стало возможным совсем недавно. Причиной стал запрет на ввоз импортных товаров в Российскую Федерацию, из-за того что на страну были наложены экономические санкции.

Спрос на такую франшизу объясняется довольно просто: большинство потребителей привыкли к импортной продукции.

Тип 4. Серебряный франчайзинг

Самый настоящий бизнес под ключ. Мелкому бизнесмену не требуется инвестировать в проект – все это делает сам франчайзер. Он открывает самостоятельно филиал, подбирает и обучает сотрудников. Затем просто продает уже работающее предприятие. Поэтому франчайзи экономит не только деньги, но и не затрачивает время на выбор помещения, подбор сотрудников и их обучение.

Однако при такой схеме покупки готового бизнеса франчайзи обязан ежемесячно делать денежные отчисления в головной офис. Как правило, сумма зависит от количества продаж.

Тип 5. Аренда

Некоторые крупные бизнесмены не продают свой товарный знак, а сдают его в аренду. То есть головной офис открывает новое представительство, завозит туда оборудование, подбирает штат сотрудников, запускает полностью механизм работы предприятия и сдает его в аренду. Все это время помещения находятся в распоряжении у франчайзи.

Франчайзи получает абсолютно налаженное и готовое предприятие, ему остается только грамотно им управлять. Но ежемесячно необходимо оплачивать франшизу. А главное предприятие получает выгоду в финансах, а также имеют свое новое представительство с управляющим. На такое предприятие не нужно тратить время главному офису.

Тип 6. Золотой франчайзинг

Золотая франшиза рассчитана на людей, у которых имеется большой опыт в ведении крупной предпринимательской деятельности. Данную систему называют мастер-франшиза.

Покупая такой тип франчайзинга, человек получает монопольные права на ведение бизнеса в одном конкретном городе или регионе. То есть отсутствует какая-либо конкуренция.

Франчайзи единственный в данном регионе распространяет купленную торговую марку.

Тип 7. Франшиза корпоративная

Такая модель франчайзинга подходит для неопытных предпринимателей, которые только начинают учиться ведению бизнеса. Франчайзер полностью контролирует и обучает малое предприятие, устанавливает собственные условия работы фирмы.

Вывод

Перед покупкой любой франшизы, в первую очередь, необходимо посмотреть каталог франшиз, оценить свои возможности и финансы. Однако для каждой франшизы нужен капитал для старта.

Человек, который приобретает договор партнерства, должен обладать амбициями и желанием много работать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *