7 ошибок, которые важно НЕ допустить
Елизавета Горбачёва, юрист патентно-адвокатского бюро «Гардиум»
Последние несколько лет российский бизнес активно вовлечен в систему франчайзинга, который по праву считается одним из самых эффективных направлений развития. Вместе с тем не исключены и судебные разбирательства между франчайзерами и франчайзи. Для того чтобы их избежать, необходимо грамотно сформулировать все условия договора франчайзинга. К слову, даже одна допущенная в нем ошибка может привести к неблагоприятным последствиям для обеих сторон. Рассмотрим самые распространенные ошибки контрагентов и обсудим, как их избежать.
Ошибка № 1: Не предоставлено право использования товарного знака или же он описан недостаточно подробно
По своей сути франшиза предполагает передачу прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, например, коммерческое обозначение или ноу-хау. Но самое главное из них – право использования товарного знака. Договор коммерческой концессии не повлечет никаких правовых последствий не только если в нем не указано это право, но и в случае, если сведения о товарном знаке представлены недостаточно подробно. Для того чтобы этого избежать, в документ следует включить:
- — Номер свидетельства о регистрации товарного знака;
- — Реквизиты правообладателя товарного знака;
- — Изображение товарного знака.
Ошибка № 2: Не определен объем прав на товарный знак
Предоставив право на использование товарного знака, необходимо определить также и объем такого использования. То есть указать в договоре перечень товаров или услуг, которые франчайзи планирует реализовывать под товарным знаком франчайзера. Следует понимать, что этот перечень должен совпадать с тем, который указан в свидетельстве о регистрации товарного знака.
Ошибка № 3: Размыто сформулированы условия о вознаграждении
Для определения размера вознаграждения в договоре коммерческой концессии существуют различные способы. К классическим относятся выплата паушальной суммы, то есть одноразового платежа за право выхода на рынок под известным брендом, и роялти, периодические платежи за это же право. Если с первым вариантом все предельно просто, то роялти в договоре может быть предусмотрен в виде:
- — Процента от объема продаж за декаду/месяц/квартал и т.п.;
- — Наценки на оптовую цену товара, который закупается у правообладателя;
- — Фиксированных платежей в форме процента от дохода в зависимости от постоянных показателей конкретной торговой точки (площади помещения/его доступности/количества посетителей и т.п.).
Кроме того, гражданское законодательство позволяет устанавливать и свои собственные системы платежей.
Ошибка № 4: Не детализированы обязанности франчайзи
Франчайзер заинтересован не только в том, чтобы расширить свой бизнес, но и в том, чтобы новые «точки» соответствовали выбранному им формату и стандартам качества. Контролировать это позволяет законодательство, но для этого необходимо детально описать в договоре все фактические действия, которые обязан выполнить франчайзи, чтобы соответствовать концепции бренда. Например:
- — Арендовать помещение площадью не менее 300 кв. метров;
- — Использовать
в дизайне интерьера желтый цвет с кодом Pantone 4586 и малиновый с кодом Pantone 7420.
Помимо этого, важно включить в документ условие о том, что франчайзер имеет право проводить выборочные проверки на соблюдение указанных требований. Для большей результативности проверки можно сделать неожиданными – ограничить их не конкретными датами, а определенным количеством за определенный период.
Ошибка № 5: Не детализированы обязанности франчайзера
В плодотворности сотрудничества заинтересован и франчайзи. Для того чтобы создать правовое равновесие между обоими сторонами, в договоре также следует подробно описать обязанности франчайзера. Например:
- — Подтверждать выбранное помещение в течении 7 рабочих дней;
- — Проводить обу
чение сотрудников по алгоритмам работы с фирменной продукцией не реже 1 раза в год.
Ошибка № 6: Отсутствует прозрачная система штрафов и санкций
Стоит позаботиться о том, чтобы все штрафы и другие санкции для случаев нарушения условий договора не выглядели как размытые формулировки. Тогда обе стороны будут уверены в том, что не получат штраф просто так или же смогут легко доказать свою правоту, если дело все-таки дойдет до судебного разбирательства. Кроме того, в случае систематических нарушений одной из сторон наличие подробно описанной системы штрафов даст возможность расторгнуть договор досрочно.
Ошибка № 7: Договор не зарегистрирован в Роспатенте
Согласно п. 2 ст. 1028 ГК РФ договор франчайзинга в обязательном порядке должен быть зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатенте). Только после завершения данной процедуры документ приобретает свою юридическую силу.
http://www.buybrand.ru/articles/18083/