Что такое субфранчайзинг?

Окт 6, 2019
Новости
0 0

Мы многократно разбирали, что такой франчайзинг, как этот бизнес ведется в России, его преимущества и недостатки. Эта форма предпринимательской деятельности стала настолько популярна в нашей стране, что даже очень далекие от коммерции люди знают, что франшиза предполагает передачу права на использование бренда, технологий, успешных схем и ноу-хау в аренду за определенное вознаграждение (паушальный взнос и роялти). Отечественный рынок франчайзинга стремительно развивается, появляются новые формы и методы. Сегодня мы разберемся, что именно означает субфранчайзинг и как открыть бизнес по субконцессии.

Глазами юристов

Начнем мы с буквы закона. Речь пойдет о специфической модели франчайзинга, которая предполагает передачу эксклюзивного права на продажу франшизы в определенном регионе (часто целую страну). У нас с вами есть первичный правообладатель (генеральный франчайзер) и вторичный правообладатель (мастер-франшиза). Первый передает права мастер-франшизе с правом на продажу субфраншиз на указанной территории (например, в России). Самым знаменитым примером является легендарный McDonald’s.

Юридическая база франчайзинга пока не столь совершенна, как нам хотелось бы, потому найти в отечественном законодательстве прямое указание на термины «франчайзинг», «субфранчазинг» невозможно. Вместо них мы используем термины «коммерческая концессия» и «субконцессия». Вам понадобится соответственно статья 1029 ГК РФ «Коммерческая субконцессия». Напоминаем, что практичнее и стратегически правильнее, если вы решились открыть бизнес по франшизе, доверить договорную часть профессионалам.

Теперь на пальцах, франчайзи мастер-франшизы по договору получает право не только самому работать под купленным товарным знаком и технологиям, но и передавать часть этих прав другим коммерсантам (субфранчайзи). Чтобы было понятно, допустим наш первоначальный правообладатель франшиза британских отелей продает право на субфранчайзинг своему московскому представителю, который не только сам открывает отели под маркой, но и находит субфранчайзеров в стране.

Передача подобных прав иногда не просто позволяет, но требует от франчайзи заключать субконцессионные договора. В такой многоуровневой системе существует своя иерархия:

  • Генеральный франчайзер.
  • «Посредник», регулирующий продвижение франшизы в регионе.
  • Субфранчайзер.
  • Главные отличия

    Допустим, вы пока еще не трансатлантическая компания, ищущая способы, как выйти на удаленный от вас рынок с минимальными потерями контроля. Вы – человек, решающий как открыть свой бизнес у себя в регионе. Вы приглядели себе симпатичную франшизу, например фитнес-клуба, но вам сообщили, что речь идет об субфраншизе. Чего ждать вам? О чем идет речь для вас?

    • Договор коммерческой субконцессии должен быть зарегистрирован государственными органами страны генерального франчайзера. Чаще всего, речь идет об международном договоре.
    • Обычная франшиза подразумевает открытое и прямое взаимодействие, а вот субфраншиза предполагает посредничество.
    • Иногда это удобно, ведь если у вас возникли проблемы с субфранчайзером, всегда можно обратиться к генеральному. Ваш спор быстрее решат в досудебном порядке, чем в условиях прямой франшизы.
    • В этой строгой иерархии отношения на каждом уровне напрямую связаны с вышестоящими отношениями. Так ваш собственный договор с мастер-франшизой будут сильно зависеть от договора между субфранчайзером и его генеральным франчайзером. Это помогает лучше прогнозировать.
    • За ваши действия (как франчайзи) ваш субфранчайзер отвечает перед генеральным франчайзером. В обычной франшизе всё упирается в отношения между двумя партнерами.
    • Субфранчайзинг направлен на развитие франшизы в указанном регионе, а значит и более заинтересован в его специфике и особенностях.

    Запомним главное отличие: в субфранчайзинге цепочка взаимоотношений увеличена на одно звено – посредника.

    Почему субфранчайзинг?

    Мы уже упоминали, что субфранчайзинг появился, как один из способов активного расширения франчайзинговой сети в определенных регионах (странах). Он изначально нужен генеральному франчайзеру и является специфической заменой удаленного менеджмента. Грубо говоря, франшиза нанимает мастер-франшизу для развития бренда на месте. Отсюда самый распространенный вид субфранчайзинга – мастер-франчайзинг.

    В ней субфранчайзер передает интеллектуальные права, продает франшизу местным франчайзи. Тут вы сами выбираете, кто вы в этой цепи. У субфранчайзера больше прав и ответственности. Если вы только начинаете, только задумались о покупке бизнеса под ключ, вам явно рановато задумываться о мастер-франшизе. Но ничего не мешает вам стать ее франчайзи.

    Мастер-франшизу чаще всего используют в рамках международного франчайзинга. Она продается сразу всю страну или даже на несколько стран.

    О чем важно помнить?

    Если вы решились стать франчайзи у субфранчазера, подписывая документы, не забудьте проверить:

    • Чтобы ваш личный договор субконцессии не превышал срок вашего субфранчайзера.
    • Ключевые моменты в вашем соглашении и соглашении вашего партнера с генеральным франчайзером должны максимально совпадать. Они не могут противоречить друг другу.
    • Правильно оформления не только вашего договора, но и договора субфранчайзера. Если недействительным признают тот, вашего ждет такая же судьба.
      Но если посредник решил уйти, у генерального фразчайзера останутся обязательства перед вами.
    • Речь идет об международном договоре, а значит хорошо бы учитывать его специфику наравне с отечественной.

    Виды субфранчайзинга

    Если вы решили стать субфранчайзером, то сам он подразделяет на виды по:

    • Территории (речь может идти как о регионе (Дальний Восток, так и стране – Россия, Белоруссия и так далее).
    • Передающимся возможностям (когда речь идет только о продажа франшизы или полном представительстве интересов генерального субфранчайзера).
    • По уровням контроля (вам доверяют проводить проверки, получать роялти и так далее).
    • По прибыли (будете получать какой-то процент от продажи франшизы или и часть роялти).

    Итоги

    Любой вид бизнеса предполагает риски, минусы и преимущества. Субфранчайзинг дает двойные гарантии, международные стандарты, но удлиняет цепочку взаимоотношений. Эксперты указывают на богатый потенциал данного вида франчайзинга, ведь он позволяет региональным предпринимателям стать частью крупного транснационального бизнеса корпорации. Не забываем консультироваться с профессионалами, читать отзывы уже рискнувших и внимательно изучать договора.

    Смотрите каталог мастер-франшиз

    http://topfranchise.ru/stati/chto-takoe-subfranchayzing

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *