Многие начинающие предприниматели с одной стороны стремятся эффективно предоставлять востребованный и конкурентоспособный продукт, а с другой – компенсировать отсутствие опыта. В свое время, крупные и успешные компании при своем расширении сталкиваются со сложностью микроменеджмента операций на местном уровне.
Существует форма построения деловых отношений – франчайзинг – которая ставит своей целью обеспечение взаимодействия мелкого бизнеса и крупного. Она заключается в том, что крупная, головная компания (франчайзер), имеющая некий востребованный продукт, заключает с мелкими компаниями или индивидуальными предпринимателями (франчайзи) договор, который предусматривает сотрудничество в производстве и/или предоставлении товаров и услуг.
Обычно франчайзинг подразделяют на франчайзинг товаров и франчайзинг услуг. В обоих случаях предприниматель теряет контроль над бизнес-процессами по сравнению с самостоятельным бизнесом, но получает возможность использования опыта крупного игрока, тем самым потенциально объединяя преимущества малого и крупного бизнеса.
В более-менее современном виде франчайзинг зародился в США в начале XX века для эффективного сбыта продукции предприятий. Для услуг он начал использоваться в 1930-е годы, когда нефтяные компании стали использовать франчайзинг для создания сетей заправочных станций. Своего расцвета он достиг во второй половине прошлого века.
Особенности франчайзинга
Как правило, договор франчайзинга заключается в том, что франчайзер предоставляет право на пользование технологиями, товарными знаками и так далее, а франчайзи обеспечивает делопроизводство в соответствии с технологиями и стандартами качества от франчайзера и выплачивает ему отчисления.
Договор, предоставляющий франчайзи полную бизнес-систему, называют франшизой. В большинстве случаев заведение, работающее по франшизе, «прозрачно» с точки зрения потребителя, так как франшизы практически всегда предусматривают очень жесткие стандарты качества, которые делают франчайзи своего рода операторами, исполняющие корпоративный стандарт в местных условиях.
В связи с этими факторами, к выбору франшизы следует отнестись аккуратно. Часто возникает такая дилемма – неудачная франшиза практически гарантированно приведет к убыткам, а удачная франшиза слишком дорога и идет вразрез с опытом предпринимателя. Франшизы наиболее выгодны, когда удается найти соответствующий баланс.